alkor_alkor: (майя)
[personal profile] alkor_alkor


Внимательно поглядите на этого человека и вспомните его в следующий раз, когда вам будут пугать 2012-м годом: самим своим существованием все эти нелепые страшилки обязаны именно ему.

Этот человек никогда не был в Мексике, но не видел (по крайней мере -- на словах) в том особой проблемы, говоря: "Я -- кабинетный ученый. Чтобы работать с текстами, нет необходимости лазать по пирамидам."

Перед войной поступил на истфак МГУ, где специализировался по кафедре этнографии и питал особый интерес к шаманским практикам: "Когда мне было не больше пяти лет, братья стукнули меня по лбу крокетным шаром... Зрение восстановили, хотя и с трудом. Видимо, это и была своего рода "колдовская травма". Могу дать рекомендацию: будущих дешифровщиков бить по башке, только неясно, как. Можно для эксперимента взять контрольную группу, -- а если кто концы отдаст, тому так и надо!"

Воевал в частях связи и (согласно записи в военном билете) встретил победу под Москвой телефонистом 158-го артиллерийского полка резерва ставки главнокомандующего. Известно, что он не участвовал во взятии Берлина, но тем не менее, согласно возникшей позже официальной версии, именно из Берлина в качестве военного трофея привез две исключительно важные книги, якобы спасённые им из пламени горящей библиотеки.

Так или иначе, война сделала нашего героя обладателем "Сообщения о делах в Юкатане" францисканского монаха XVI века Диего де Ланды и "Кодексов майя" в гватемальской публикации братьев Вильякорта. В то же самое время, война серьёзно затруднила для молодого учёного путь в аспирантуру: мать-то его жила по Харьковым, на оккупированных территориях...

Дальше по официальной версии была статья немецкого исследователя Пауля Шелльхаса под названием "Дешифровка письма майя -- неразрешимая проблема". Это был Вызов: "Бессмыслица -- искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет. Это глубоко принципиальный вопрос..." В этот момент иероглифы майя, ещё не зная о том, были обречены на дешифровку.

Следует отметить, что сам по себе язык индейцев майя никуда не делся -- он существует и поныне, с латинской графикой, любезно подаренной испанскими прогрессора. Проблема была с письменностью -- тогда её полагали не фонетической, что в отсутствие какого-нибудь розетского камня с параллельными текстами на нескольких языках автоматически водило все усилия по дешифровке к пустопорожним рассуждениям о том, на что больше всего похожа та или иная картинка. Наш герой, однако, полагал иначе. Попав в опалу на родной кафедре, он становится младшим научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР, что рядом с Русским музеем в Ленинграде.

Штурм письменности майя начался издалека -- с определения лингвистической дешифровки как перехода к точному фонетическому чтению иероглифов и её отделения от интерпретаций и разгадываний тайных шифров. Затем пришла очередь "Сообщения о делах в Юкатане" Фра Диего де Ланды -- со староиспанского оно было переведено на русский язык.

"Сообщение" содержало т.н. "алфавит Диего де Ланда" -- 29 иероглифов, под каждым из которых была латинская буква или пара букв из латинского алфавита языка майя. Этим алфавитом уже пробовали воспользоваться многие -- и безуспешно: иероглифов индейцы майя использовали несколько больше, а "прочтения" "известных" иероглифов складывались в какую-то бессмыслицу. Годы кропотливого труда позволили понять: Диего де Ланда, средневековый инквизитор-мракобес с пытливым умом современного учёного, спасовал перед тем видом письменности, с которым он и его современники-европейцы ещё не сталкивались -- перед слоговым письмом, а три десятка "букв" из его "алфавита" были на самом деле тремя десятками слогов, звучание которых соответствовало названиям латинских букв...

Утром 29 марта 1955 года он шел на защиту кандидатской и не знал, чем всё закончится. И речь не шла даже о возможности банальной неудачи: дело было в том, что великий языковед партайгеноссе Энгельс, один из плеяды подобных ему великих языковедов, утверждал, что в доколумбовой Америке государства отсутствовали, а фонетическое письмо могло существовать только при возникновении классовых государственных образований. Опровергать основоположника -- удовольствие дорогое, особенно при "подмоченной" биографии -- вполне можно было схлопотать обвинение в ревизионизме марксизма и даже арест.

Выступление соискателя продолжалось три с половиной минуты. Учёный совет совещался несколько дольше, и результатом этого совещания стало присвоение 33-хлетнему Юрию Валентиновичу Кнозорову учёной степени доктора исторических наук. С этого момента история дешифровки древних систем письма стала вписываться между двумя именами: Шампольона и Кнорозова.

Американская школа майянистики (та самая, которая перед этим утверждала, что письменность майя не носила фонетический характер) признала предложенный Кнозоровым принцип дешифровки. Но не вся: Эрик Томпсон, глава школы, узнав о результатах работы молодого советского ученого, сразу же понял, за кем осталась победа, и мысль об этом оказалась для него невыносимой. В своём послании майянисту Майклу Ко он назвал американских коллег "ведьмами, летающими верхом на диких нотах по полночному небу по приказу Юрия" и убеждал, что дешифровка Кнозорова несостоятельна. Заканчивал свое послание Томпсон следующими словами: "Хорошо, Майк, ты доживешь до 2000 года. Вложи это послание к Введению в "Иероглифическое письмо майя" и рассуди потом, был ли я прав..." Майкл Ко сохранил письмо и в первый день 2000 года, перечитав его, заявил: "Томпсон был не прав. Прав оказался Кнорозов, и теперь мы все, занимающиеся майя, являемся кнорозовистами."

В 1975 году Кнозорову присудили Государственную премию СССР. Только в 1990 году учёный едет в страну майя -- по приглашению Винисио Сересо Аревало, президента Гватемалы. Кнозоров получил Большую золотую медаль президента Гватемалы и в одиночестве поднялся на пирамиду Тикаля.

Кнозоров умер 30 марта 1999 года -- в одиночестве в коридоре одной из городских больниц, где после инсульта у него развилась пневмония. Дирекция Кунсткамеры решила не предоставлять зал музея для прощания с ним, и множество людей собралось в тесном больничном морге, где рядом было выставлено еще несколько гробов. Кнозоров очень любил Невскую Лавру, но похоронили его на новом кладбище вдали от города.

Недавно я читал какой-то текст, авторесса которого написала фамилию Кнозорова без "к" -- "Нозоров". Видимо, она встретила её в каком-то английском тексте и "перевела".

Стыдно.

Date: 2009-12-11 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] cheremis.livejournal.com
суровый товарищ, судя по снимку. перед таким даже иероглифы должны дрожать от страха

Date: 2009-12-11 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] vas-orekhov.livejournal.com
Профессор Мориарти :)

Не

Date: 2009-12-11 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Мориарти был настоящий учёный -- математик. А Кнозоров -- так, гуманитарий 0;)

Согласен

Date: 2009-12-11 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
В этой истории все суровые -- и Кнозоров, и де Ланда, и те жрецы майя, которые тексты сочиняли (подозреваю, кстати, что Эрику Томпсону просто на их фоне не хватило суровости). Не хотел бы я кому-нибудь из них попасться в тёмном юкатанском переулке...

Вот про кого фильмы надо снимать -- про Кнозорова, про Шванвича (который танки под бабочек красил)... Кому нужен фоне таких биографий какой-то там адміралъ Колчакъ, изменивший гидрологии и океанографии, и чрез то получивший по заслугам?

Date: 2009-12-11 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] barros.livejournal.com
Кнорозов, конечно, сделал великое дело. Быть физически в полном отрыве от контекста и реконструировать письменность - это почти немыслимо.

Да

Date: 2009-12-11 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Мне эта история всегда казалась больше похожей на миф, чем на историю. Будто её придумали, чтобы задним числом объяснить факты.

Date: 2009-12-11 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] greymage.livejournal.com
Прочел с интересом.

Date: 2009-12-11 11:26 pm (UTC)

Date: 2009-12-11 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-malaa.livejournal.com
Спасибо! Что-то в Кнозорове есть от конкистадора. Его проще представить в латах в джунглях, чем в халате за столом...

Угумс

Date: 2009-12-11 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
А на руках у него -- настоящий конкистадорский кот ;)

Впрчоем, я скорее бы записал его в Великие Инквизиторы. В компанию к Кристобалю Хозевичу Хунте.

Re: Угумс

Date: 2009-12-11 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-malaa.livejournal.com
Да. Были же люди...

Date: 2009-12-11 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] reytar.livejournal.com
Судя по фото - очень-очень серьезный человек, который мог рискнуть благополучием, ради своей научной работы.

Да

Date: 2009-12-11 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
И по воспаоминаниям коллег и учеников вырисовывается сходный образ.

Date: 2009-12-18 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] 9k1m.livejournal.com
с интересом прочитал.
соглашусь, что лицо на фото как то не вяжется с "кабинетным ученым" )

Рад, что заинтересовало

Date: 2009-12-18 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Я бы сказал, что это, всё-таки, скорее не лицо, а манера фотографироваться, в которой и отразился "некабинетный" характер Кнозорова.

Плюс, рискуя быть обвинённым в конспирологии, не могу не отметить, что Кнозоров кажется очень непростым человеком. Очень. Все эти изучения шаманских практик, прыжки через учёную степень и внезапно появляющиеся под рукой фолианты из заграничных библиотек выглядят очень непохоже на кабинетного учёного -- скорее уж на сочетание Индианы Джонса с Джеймсом Бондом...

Re: Рад, что заинтересовало

Date: 2009-12-18 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] 9k1m.livejournal.com
странна должна знать своих героев )

ps: если не ошибаюсь, он же один из действующих лиц романа 'Сумерки' Глуховского

Re: Рад, что заинтересовало

Date: 2010-12-19 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] iz-chicago.livejournal.com
Как вежливо-нейтрально! Индиана Джинс+Бонд, Джеймс Бонд. А Судоплатова Вы исключаете? Очень похоже, к сожалению. Конечно, 55 -уникальный год самой жаркой оттепели, когда все зайцы повылазили из норок и осмелели от весенних лучей солнца. Так что могли и сами по себе, без подсказки свыше доктора дать. Такое бывало. Никого не хочу обидеть, но ведь его могли и просто назначить расшивровщиком. Вроде сержанта Калашникова, нажначенного гениальным конструктором ( А Хьюго Шмайсер в ижевске еще 10 после войны парился), или Шолохова (Тихий Дон не мог написать молодой полуграмотный пацан).
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Вы привели целый список имён, не имеющих прямого отношения к обсуждаемому вопросу, но среди них нет одного действительно важного: имени человека, чьи результаты якобы "присвоил" Кнозоров. Вы сказали, что он мог быть "назначен" основателем современной маянистики ("расшифровщиком", как Вы изволили выразится), однако не открыли ни имён тех, кто его назначил, ни их мотивов.

В отличие от Вас я не являюсь ни профессиональным литературоведом, ни специалистом в области конструирования автоматического огнестрельного оружия, однако вполне могу оценить Вашу гипотезу с точки знения лингвистики, благо мой бэкграунд вполне это позволяет.

Посему, пожалуйста, перечислите основные положения кандидатской диссертации Кнозорова. По каждому из них укажите "первоисточник", откуда оно было "позаимствовано", и точную формулировку, в которой оно там присутствует. Этого, согласитесь, уже будет вполне достаточно для оценки степени обоснованности Вашего утверждения.

Заранее спасибо.
From: [identity profile] iz-chicago.livejournal.com
Доргой зета Большой медведицы. Ирония и сарказм - не ваш конек, примите этот дружеский совет. Я прочитал у вас весьма интересный пост. И откликнулся на ваше же предположение, что многоуважаемый герой Вашего сообщения, мог быть связан со спецслужбами. Я предложил подумать, не более того, и над совсем крайним вариантом; открытие мог зделать кто-то другой. Как это было с Шолоховым, Калашниковым, Харлампиевым и пр.

А Вы, в крайне аггеессивном тоне на меня "наехали". Вам нужен скандал? Мне - нет.

* пожатие плечами *

Date: 2010-12-20 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Вы обвинили учёного в том, что его открытие "зделал кто-то другой". Такие обвинения имеет смысл или подкреплять фактами, или не делать вовсе. Так же, как и в случае Шолохова, Калашникова и др., кстати.

Просто "для поговорить" тезисы типа "еврей Эйнштейн украл свою теорию относительности у настоящего арийского физика" не катят, извиняюсь. С душком оне.

Profile

alkor_alkor: (Default)
alkor_alkor

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios