alkor_alkor: (Default)
[personal profile] alkor_alkor
Ни с того, ни с сего, захотелось мне как-то сыграть в Quazatron (это такая игрушка была для Sinclair ZX Spectrum)... Ну я и гуглянул это дело... Посмотрел пару хитов, прошел по ссылкам... И помимо собственно искомой игрушки и коллекции эмуляторов нашел две милые вещи.

Первая из них -- вот эта статья:

Российские Spectrum`ы

Первые эксперименты по созданию отечественных ZX относятся к 1987-му году.

Первой массовой моделью стала "Москва" (1988 год) являющаяся наиболее полноценным клоном.

Тогда же появилась "Балтика" в которой было меньше корпусов из-за применения K556РТ4 и K155РЕ3, машина оказалась менее совместимой из-за оригинальной схемотехники и повышенной тактовой частоты процессора (4 МГц).

В следующем 1989-м году начали выпуск "Москвы-128"(достаточно точная копия Sinclair-128), в этой модели имелись интерфейс принтера, программируемый джойстик, TV-RGB выход и системный разъем, но небыло музыкального процессора и контроллера дисковода.

Самой дешевой и массовой моделью стал "Ленинград-1"(1989 год). Для повышения совместимости которого многочисленным умельцам пришлось устранять различные упрощения схемы. Единственное дополнительное устройство в этой машине - джойстик.

Одновременно с "Ленинградом" на рынке появился "Пентагон-48", названный так из-за пятиугольной разводки земляной шины по контуру печатной платы. Впервые, как стандартное, устройство имелся Бета-Диск интерфейс (на одной плате с компьютером). Схема этой машины несколько напоминала "Москву-128" и соответственно имелись похожие недостатки, кроме того не было формирователя TV-RGB и системного разъема, зато использовалась улучшенная схема чтения с магнитофона.

Несколько позднее появился "Красногорск"(1990 год), в котором для формирования ТВ сигнала применили ПЗУ К573РФ2(5). По массовости эта модель не смогла превзойти "Ленинград-1".

В 1991-м году родился такой представитель семейства Спектрумов как "Ленинград-2", по сравнению с предшественником исправлена адресация Kempston-джойстика, выведена внешняя шина, значительно изменена печатная плата. Особого распространения не получил.

В то же время возник довольно необычный вариант Синклера: "ZX-Profi". Эта машина прежде всего выделяется объемом ОЗУ (до 1 Mb), кроме обычных режимов 48 и 128 К, есть возможность работы в СР/М. Для этого предусмотрена расширенная графика (512х240 не помню сколько цветов) и текстовый режим (80 символов в строке), имеются полноценные параллельный и последовательный порты, музыкальный процессор, контроллер IBM клавиатуры, турбирование, в более поздних моделях есть контроллер винчестера. К настоящему времени выпущено несколько версий "Profi". Система СР/М дает доступ к нормальным реализациям таких языков как Pascal, C, библиотекам функций, линкерам, редакторам и базам данных.

"Пентагон-128" - одногодок "Ленинграда-2" и "Profi" . Он пожалуй до сих пор является наиболее массовой моделью среди систем с расширенной памятью, несмотря на огромное число недостатков (сложность расширения, не совсем удачная смесь "Пентагона-48" и "Москвы-128").

Коротко о некоторых других моделях :

"Scorpion ZS-256". Прежде всего 256 К ОЗУ, полноценный системный разъем, музыкальный сопроцессор, интерфейсы Centronics и RS-232, Turbo-режим. На новых версиях машины установлено ПРОФ-ПЗУ с некоторыми полезными программами : Honey-Commander, MagOS (позволяет держать в памяти несколько задач и переключаться между ними), дисковые утилиты. Теоретически возможна работа в СР/М. Дополнительные устройства: имеется MIDI-интерфейс, универсальный контроллер периферии SMUC, контроллер IBM клавиатуры, являющийся еще и интерфейсом Kempston-Mouse (позволяет использовать АТ и ХТ клавиатуры, пассивные и активные мыши).

"Хоббит". ОЗУ - 64 К, ПЗУ - 64 К, русифицированная 88-тикнопочная клавиатура, 8 функциональных клавиш, программируемых пользователем, 2 экрана (2-й буфер экрана). 2-й экран можно использовать как теневое ОЗУ (при RESET не очищается). Есть 3 режима работы клавиатуры, отмена автостарта программ, микромонитор и другие полезные функции. Имеется поддержка локальной сети из ПЗУ. В зависимости от модификации может присутствовать контроллер дисковода (TR-DOS , CP/M), музыкальный сопроцессор. В Basic добавлены команды удаления группы строк и поиска строки, есть альтернативный язык программирования (чаще всего LOGO ).

"Элара-Диск-128". Конфигурация: системный блок, выносная 58-тиклавишная клавиатура, Sinclair и Kempston джойстики, Lprint-3, музыкальный процессор, встроенный динамик, системный разъем и несколько некорректная дешифрация портов.

"Кворум".

  • "Кворум-64"- ОЗУ 48 К, теневое ОЗУ 16 К, 88 клавиш, СР/М.
  • "Кворум-128" все что и модель 64 + расширенная до 128 К память, встроенные тесты, монитор, копировщик, загрузчик СР/М, TR-DOS.
  • "Кворум-128+" как и предыдущая модель + встроенный дисковод 3,5".
"Дельта-С-128" - процессор: аналог Z80 (говорят разгоняется до 7 МГц без проблем), видеоконтроллер выполнен на ПЛМ ( и #7ffd тоже ), джойстики:Кемпстон и Синклер2, есть ч/б ТВ модулятор и разъем RGB, свой контроллер принтера, выведен системный разъем, отдельно продавался контроллер дисковода со встроенным муз.сопроцессором.

"ZX-Next". Этой модели в "ZX-Форум 2" предсказывали великое будущее, но время прошло, а никакого прогресса сей агрегат не вызвал. Основные отличия: использование еще одного Z80 в качестве видеопроцессора, слотная архитектура, несколько идентичных системных разъемов для расширений, мягкие требования к используемым микросхемам памяти, блокировка дополнительных портов для совместимости со старыми программами, полноценный порт #FF, порт RS232, TURBO-режим, дополнительный графический
режим 640*200 (с адресацией CGA), ОЗУ до 512 К, контроллер IBM клавиатуры, контроллер винчестера IDE, SETUP с запоминанием конфигурации, контроллер локальной сети (10 Мбод) и блок питания с возможностью внешнего включения и выключения.

© Игорь Кострикин



Вторая милая вещь -- вот этот сайт: "Radio-86RK", "Specialist", etc. Emulator. Из эмулируемого там я лично имел удовольствие пообщаться с "Микро-80М", "Радио-86РК", "Специалистом" и "Орионом". Ну а "Дельта-С" из предыдущей статьи у меня до сих пор на шкафу стоит ;)

Это было великое время, да. Сейчас таких времен не делают.

Date: 2005-12-06 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/psyche_/
А что за игра? Не помню чтот такой. Мы не так давно ностальгией уже переболели 8)
Все не выкрою время, чтобы найти старые аудиокассеты с игрушками для спектрума. Как сейчас помню это жужжание и полосочки: узкие жовто-блакитные и широкие красно-зеленые. Да, было, было 8)

Квазатрон-то?

Date: 2005-12-06 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Квазатрон -- милая игрушка, да. Толпа боевых роболтов, ты управляешь одним из них (колснтруируешь его сам). С врагом можно просто воевать (нормальная аркаджная стрелялка) или захватывать его в лучшей кулхацкеровской манере. Затягивало, да...

И сколько там всего было кроме Квазатрона... Saboteur был... (2 экз.) Elite... Neither Earth... Into the Eagle's Nest... И много еще чего... И еще много чего с этим всем счастьем связано...

А вообще, богатые вы буратины 0;) Цветные полоски, эк... У меня эвон черно-белые были. Сначала -- на старом-престаром ч/б телевизоре "Рекорд-6" (до сих пор на ходу), потом -- на "колокольчике"...

Re: Квазатрон-то?

Date: 2005-12-06 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/psyche_/
Саботер помню! Про ползающего ниндзю! Квазатрон не помню %) Ну да Бог с ним.
А что это за "колокольчик"? %))) Поначалу у нас тоже черно-белые были, на махонькой переносной "Юности", а потом мониторчик цветной был, но какой именно - не помню. Колокольчиком его не обзывали точно Ж)

Уточнение

Date: 2005-12-06 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Конкретно у меня была "Электроника МС6106.02". И не только была -- она и сейчас стоит на шкафу рядом с компом.

А переносной кассетный Philips на роль накопителя на гибкой магнитной ленте я купил сам в бытность свою школьником в Финляндии -- в своей первой и последней загранпоездке. Вот ;)

Re: Уточнение

Date: 2005-12-07 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/psyche_/
Запасливый 8))
А мы патриоты, у нас "Нота" была в качестве кассетника 8Ь

Date: 2005-12-07 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/psyche_/
Похооож, похооож. Но у нас такого не было точно 8)

Date: 2005-12-06 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] poru4ik.livejournal.com
Не трави душу!
Для меня полулегальный капитализм со Спектрумов начался.

Не для тебя одного ;)

Date: 2005-12-06 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Я в свое время даже помогал однокласснику избавиться от "Ассистента", обменяв его на Пентагон с доплатой... Первое коммерческое посредничество в моей жизни ;)

Re: Не для тебя одного ;)

Date: 2005-12-06 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] poru4ik.livejournal.com
А сколько этих Синклеров было спаяно и отлажено :)))

Re: Не для тебя одного ;)

Date: 2005-12-06 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] easynik.livejournal.com
*прослезился на фоне глупой ностальгической улыбки*
да уж... )
спектрумов только на продажу десятков не меньше пяти спаяно было...
а сколько для друзей, знакомых отлажено, починено, и т.п.
а до того? микро-80, радио-86, микроши, специалисты, прочая ботва... не проблема была нарисовать компьютер, а потом спаять его на коленке... делов-то на неделю) Да паял бы пни и сейчас! Паяльники вот только сильно дороги))
Кстати, о скорпионе. Машинка отпахала несколько лет как часы. Это при том, что играться к сыну приходила вся деревня его друзей. Потери при этом составили: десятка полтора джойстиков и один пятидюймовый, семисотдвадцатикилобайтный болгарский флопповод, скончавшийся (переставший читать; механика - полный ОК) собственной смертью. После покупки первого 386-го скорпионовская машинка ушла вполне в работоспособном состоянии "во временное пользование" к кому-то из знакомых. Потом, по слухам :), к другим знакомым. Где и осела за ненадобностью после покупки писюка. Короче, надежность показала вполне айбиэмовскую) Лично меня больше всего поразила пленочная отечественная клавиатура, героически выносившая издевательства не привыкших стесняться в выражении своих чувств малолетних фанатов-геймеров нашей деревни. Ни одна ведь клавиша не забарахлила, ни одна буковка не стерлась!
Эх...)

Re: Не для тебя одного ;)

Date: 2005-12-06 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] poru4ik.livejournal.com
Карпыч, не скромничай! Срок исковой давности давно прошел :))
Алькор, дружище, ты у нас сейчас большой человек, КТН, все дела.
Но вот прикинь, думал ли К.М.Синклер, по слухаам получивший от Королевы Великобритании дворянский титул за то, что америкосы отсоса... не стали первыми в самом массовом домашнем ПК, что easynik в своей деревне в самам начале 90-х подключит Спектрум к принтеру кассового аппарата просто "на слабО" для приятеля, местного предпринимателя, для весьма недвусмысленных целей последнего? :)))
А как Карпыч подключил для меня телетайп РТА-7Б с круглой головкой к РК-80, благодаря чему Поручик был одним из первых, кто имел ПК на рабочем месте? И за рацуху получил 10 (десять) советских рублей.
А у Поручика все было гораздо скромнее. Всего-то кружок на Станции Юных Техников, где детишки выступали в роли испытателей каждой новой товарной партии СинклерОв перед продажей. Как директор СЮТ гордился, что дети осваивали модную компьютерную технику.
Вот чем горжусь, так это описаниями Спектрума! На подключенном Карпычем (easynik) телетайпе печатал один из первых графоманских шедевров - пособие для родителей, как заставить детей не играть, а именно развиваться с помощью Спектрума. И продавал эти описания через киоски "Союзпечать". И за счет ПРОДАЖИ описаний имели такой сбыт СинклерОв, что не успевали паять и запускать.

Profile

alkor_alkor: (Default)
alkor_alkor

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 12:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios