alkor_alkor: (FalloutBoy)
[personal profile] alkor_alkor
По старой доброй российской традиции Дмитрий Киселёв -- филолог, а не ракетчик. Что, впрочем, не мешает ему лезть со своей... хммм... физиономией в калашный ряд, и демонстрировать там глубокие познания. Причём не только по поводу апельсинов.



Глупо обращать внимание на кого попало, тем более на клоуна из телевизора, однако в френдленте я уже обнаружил пару постов, авторы которых нервно отреагировали на рассуждения нашего Димчика по поводу "радиоактивного пепла". Поелику тема мне не чужда, не премину вставить и свои пять копеек.

Итак, что же сказал самый главный российский неракетчик? Насколько мне известно -- примерно следующее:
Россия -- единственная страна в мире, способная превратить США в радиоактивный пепел! Я уж не знаю, совпадение ли, но вот позвонил Обама Путину 21 января, но на следующий день, буквально 22 января, в официальном печатном органе правительства России появляется статья [в "Российской газете"], где вполне доходчиво разжевывается, как работает наша система гарантированного ядерного возмездия "Периметр". В США её прозвали dead hand -- "мертвая рука". Даже если все люди в наших командных пунктах после вражеской ядерной атаки замолчат, неуязвимая система автоматически отправит в полёт наши стратегически ракеты из шахт и подводных лодок в правильном направлении.
"Радиоактивный пепел" -- это художественное преувеличение, но суть верна: в мире существуют только две страны, способные нанести кому угодно (в том числе и друг другу) неприемлемый ущерб (т.е. гибель значительной части населения, разрушение ключевых элементов инфраструктуры, невозможность воспроизводства военных материалов и оборудования с применением ядерного оружия, и одна из этих стран -- Россия. Вторая -- догадайтесь. Помимо этого ещё есть как минимум три страны, ядерное оружие которых позволяет серьёзно потрепать и Россию, и Штаты (ну да, ответный удар испепелит незадачливого агрессора -- уже имеющийся радиоактивный пепел, бывший ранее людьми, наверняка очень порадуется этому факту). Ещё есть Израиль с его Samson Option -- там вообще мрак, специфический еврейский юмор и много потенциального радиоактивного пепла в странах, которые, не атакуя Израиль непосредственно, тем не менее своим бездействием допустят его гибель (Россия и Европа в списке приглашённых есть).

В общем, способность делать радиоактивный пепел на чужой (и, взаимообразно, на собственной) территории не уникальна, и помимо России в эти игры ещё могут играть ещё минимум пять стран. По счастию, смысл этой игры -- в сдерживании: стратегическое ядерное оружие является оборонительным, а не наступательным, и его наличие теоретически гарантирует ненападение потенциального агрессора. "Теоретически" -- потому, что на практике каждому государству придётся самостоятельно решать, готово ли оно в ответ на, допустим, ввод иностранных войск на свежеаннексированную территорию превращаться в радиоактивный пепел на взаимообразной основе.

Идём дальше. Система "Периметр", о которой распинался Киселёв, действительно существует и служит для автоматического управления массированным ответным ударом. То есть: в начале кризиса военно-политическое руководство, предвидя возможный массированный ядерный удар противника, готовит приказы на первый и второй удар. Приказы эти могут быть разным в отличие от того, кто потенциально готовится нападать, и какой урон ему предполагается наносить.

Первый удар очевидно наносится внезапно и массировано. Его основная цель -- нейтрализовать стратегические ядерные силы противника так, чтобы ответный удар стал невозможным (или ущерб от него стал изх неприемлемого приемлемым). Первый удар -- это агрессия, не вписывающаяся в доктрину ядерного сдерживания, однако в порядке самообмана стратеги любят порассуждать о превентивных оборонительных ядерных ударах, каковые надлежит наносить в преддверии удара противника, после которого ответный удар будет невозможене или предельно ослаблен. Для того, чтобы понять, когда необходимо наносить превентивный ядерный удар, используются карты Таро, хрустальные шары и штатные средства транстемпоральной транспортировки.

Вы спросите, при чём тут система "Периметр"? Пока -- не при чём: первый удар наносится в мирное время, когда все системы связи функционируют в штатном режиме. Хуже могут обстоять дела со вторым ударом. Очевидно, что второй удар наносится после того, как противник нанёс первый. В зависимости от того, прилетел ли уже "подарок" от противника на момент нанесения второго удара, таковой может быть либо ответным (ракеты неотвратимого возмездия взлетают из недр свежеобразовавшихся куч радиоактивного либо ответно встречным ракеты неотвратимого возмездия торопятся взлететь до того, как радиоактивный пепел начнёт образовываться).

И вот тут вступает в действие наша система "Периметр". Дело в том, что во время ядерного удара средства связи могут работать плохо, или же не работать вовсе. Как тогда отдать приказ на второй удар? В системе "Периметр" для этого служат так называемые "командные ракеты" -- баллистические ракеты 15П11, в головной части которых вместо ядерного заряда размещается специальная ГБЧ 15Б99 -- грубо говоря, мощный программируемый радиопередатчик. Командная ракета взлетает по приказу командования РВСН, являющемуся конечным итогом манипуляций Путина с ядерным чумоданчиком, и на пассивном участке территории раздаёт приказы шахтным пусковым установкам и стратегическим бомбардировщикам (про подводные лодки Киселёв соврамши, понятное дело).

Существует также urban legend, согласно которой "Периметр" способен сработать самостоятельно, если его датчики внезапно решат, что унюхали ядерный взрыв, а в Генштабе все уйдут пить чай и перестанут отвечать на звонки; так это на самом деле или нет -- неизвестно. На страх агрессору принято считать, что оно такое там есть.

Уникален ли "Периметр"? Не вполне. Аналогичная -- с блек-джеком и командными ракетами -- система AN/DRC-8 Emergency Rocket Communication System имела место быть и у американцев (сначала -- на базе командных ракет Blue Scout, потом -- Minuteman II), однако уже довольно давно (с 1991 года) она выведена из строя; вместо неё используется спутниковая Milstar с терминалами ISST (=ICBM SHF Satellite Terminal). В общем, свой "Периметр" у Обамы есть -- Путин может седеть спокойно.

Так что же, получается, что в плане производства радиоактивного пепла у России с Америкой паритет? На первый взгляд -- да, однако на самом деле Россия круче, поскольку в её распоряжении до сих пор находится действующая система, позволяющая производить радиоактивный пепел на собственной территории. Называется эта штука системой противоракетной обороны А-135 "Амур".

В конце пятидесятых годов прошлого века особенно остро встал вопрос о том, сможет ли советский человек выжить в условиях ядерного Холокоста без руководящей и направляющей роли Партии и Правительства. Для максимальной защиты тушек вождей, пребывающих в Москве, вокруг столицы и была развёрнута многоуровневая эшелонированная система противоракетной обороны. Американцы тогда же развернули свою систему ПРО вокруг пускового района Гранд-Форкс в Северной Дакоте, а после пары лет эксплуатации -- свернули и забыли.

Почему американцы отказались тогда от системы ПРО? Просто задача оказалась слишком сложной для тогдашних технологий: боевые части межконтинентальных баллистических ракет прилетали из космоса со скростью 6-7 км/с, и кинетическая противоракета (или даже противоракета с осколочной боевой частью) только чудом могла поразить такую быструю мишень.

Но тушки вождей -- это не какой-то там пусковой район, обеспечивающий возможность нанесеняи ответного удара. Тушки вождей -- это святое. Советские конструкторы пошли своим, советским путём, и советская система ПРО А-35М с неэффективными противоракетами была заменена на новую, эффективную систему. Эффективность достигалась просто -- противоракеты сделали ядерными, что резко увеличило радиус поражения и позволило не заморачиваться с совершенствованием систем наведения, миниатюризацией управляющей электроники противоракет и прочей скучной кибернетикой.

Как это работает? Просто, весело и очень зрелищно.

На дальних подступах к Москве, за пределами атмосферы, работают 32 противоракеты дальнего перехвата 51Т6 (А-925). На высоте от 70 км и выше они подрывают ядерный заряд мощностью в 2-3 Мт. Половина энергии взрыва на этой высоте уходит в рентгеновское излучение, вторая -- в световой импульс; радиоактивное заражение от взрыва незначительно, поскольку взрыв -- термоядерный, а в образовании радиоактивных осадков участвуют только компоненты взрывного устройства. Для зрителей на земле это означает ослепительные (возможно -- буквально) вспышки высоко в небе и отказ электронных и электрических устройств из-за эектромагнитного импульса.

При некотором невезении мощный высотный ядерный взрыв даже мог бы вызвать на земле пожары, однако это -- вторично, поскольку в состав системы А-135 "Амур" входит вторая составляющая, позволяющая добить прорвавшиеся американские боеголовки и уцелевших жителей Подмосковья -- 68 сравнительно маломощных (всего 10 кт -- в два раза меньше, чем в Хиросиме) противоракет 53Т6 (ПРС-1), которые расцветут красивыми огненными цветами на высоте от 5 км, внеся свой вклад в благородное дело удобрения окрестностей Москвы радиоактивным пеплом.

Весь этот фейерверк теоретически способен отразить удар по Москве аж целых двух американских межконтинентальных баллистических ракет, дав тушке вождя возможность организовано отступить на заранее подготовленные позиции. Ну и покрыв окрестности Москвы слоем столь любимого доктором Геббельселёвым радиоактивным пеплом -- причём даже в том случае, когда более-менее успешно отражённые ракеты были неядерными.

Как там оно было у Лукина в балладе про Аруджа Барбароссу?

Date: 2014-03-17 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] etno-exp.livejournal.com
> прилетали из космоса со скростью 6-7 км/ч

В секунду, наверно?

> Весь этот фейерверк теоретически способен отразить удар по Москве аж целых двух американских межконтинентальных баллистических ракет, дав тушке вождя возможность организовано отступить на заранее подготовленные позиции.

[по две не пьют] Маловато. Кто ж по две ракеты запускает.

Спасибо, исправил

Date: 2014-03-17 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Хотя в сверхмедленных боеголовках тоже есть цимес: РЛС, которые будут их обнаруживать, будут массово дохнуть со смеха...

А что маловато -- согласен. Там ещё резерв по отражению "Першингов" был ЕМНИП заложен. Но по МБР -- таки пара штук. Причём это ещё может быть оценка времён, когда противоракет дальнего перехваты было не 16, а 32...

Date: 2014-03-17 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mustela-p-f.livejournal.com
Осспидя... Киселёва еще кто-то воспринимает всерьёз?
Моя вера в человеческий разум повесилась с тоски...

А почему нет?

Date: 2014-03-17 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Жириновского самого по себе тоже никто не воспринимает. Но и он, и Киселёв регулярно говорят вещи, о которых сами и додуматься бы не смогли.

Эти ребята только кажутся настоящими людьми -- на самом деле они виртуалы. И слегка боты.

Re: А почему нет?

Date: 2014-03-17 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mustela-p-f.livejournal.com
Ну эти оба два как дымовая завеса. Если их пускают, значит это повод задуматься что кто-то от чего-то отвлекает внимание, но уж никак не повод искать глубокий внутренний смысл в форме клубов . :)

Смысл есть всегда

Date: 2014-03-17 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Понятно, что это они не воевать собираются. А вот пересмотреть какие-то международные соглашения -- вполне.

Re: Смысл есть всегда

Date: 2014-03-17 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mustela-p-f.livejournal.com
ПЕресмотр международных соглашений? Ну, если какой сейчас и будет возможен, то только в торону ухудшения положения России. Другой вариант просто нереален.

Я скорее имел в виду...

Date: 2014-03-17 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
... выход России из двусторонних и много сторонник соглашений по вооружениям, военному сотрудничеству и т.п.

Re: Я скорее имел в виду...

Date: 2014-03-17 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mustela-p-f.livejournal.com
а... в этом смысле. Ну, может быть. Но опять же ИМХО это совсем не просто. Россия не в том положении чтобы выбирать от чего может отказаться из ранее подписанного.

Безусловно

Date: 2014-03-17 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Но: Россия, в общем-то, и для аннексий с аншлюсами "не в том положении"...

Re: Безусловно

Date: 2014-03-17 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mustela-p-f.livejournal.com
Так а не будет ни аннексии, ни аншлюса.
России дадут возможность угрызть небольшой кусок под себя, который принципиально не нарушает статус кво на пост советском пространстве.
Вот если бы реально замахнулась на большее, тогда да...

Вопрос терминологии

Date: 2014-03-17 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
"Угрызть кусок" применительно к чужой территории -- это и есть аннексия или аншлюс. Даже если угрызается какая-нибудь нелепица типа Тузлы или Даманского.

Re: Вопрос терминологии

Date: 2014-03-17 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mustela-p-f.livejournal.com
Ну в том то и дело что угрызается как бы не совсем. Угрызается под влияние но без фактического собирательства земель. Тут ИМХО важен формальный принцип соблюдения границ.

Хммм?..

Date: 2014-03-17 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
А каким образом соблюдается этот принцип?

Re: Хммм?..

Date: 2014-03-17 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mustela-p-f.livejournal.com
В случае с Крымом? Не будет официального присоединения Крыма к России. Т.е. с одной стороны как соблюдается политес с самоопределением части народа, но с другой нет официального поощрения отрыва куска от территории еще "живого государства". Ну и никто особо не препятствует фактическому уводу региона в свою сферу влияния. При соблюдении приличий - т.е. без создания прецедента полноценного и законного отжирания куска территории у соседа. Т.е. коллизия между принципами права на самоопределение и сохранением целостности границ.
Ну, как мне кажется.

Вот не уверен я...

Date: 2014-03-18 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
... что Россия останется в стороне, когда Украина при возможной помощи Запада будет наводить порядок в Крыму. В своём собственном украинском Крыме, мнимой "независимости" которого не признаёт никто кроме нескольких стран-изгоев.

А "не остаться в стороне" в данном случае и будет посягательством на границы.

Re: Вот не уверен я...

Date: 2014-03-18 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] mustela-p-f.livejournal.com
И Россия не останется, и Украина не полезет и Запад ей в этом помогать не будет.
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
И лезть можно по-разному, и помогать...

Date: 2014-03-17 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] kazak-ixbt.livejournal.com
Вообще-то у комплексов С-400 и С-500 заявлены противоракетные возможности... так что А-135 оставим на крайний случай.

Заявлены -- да

Date: 2014-03-17 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
А вот тестировались ли они? По перехвату МБР, я имею в виду.

А-135, по крайней мере, проверили во время "Щита-82"...

Profile

alkor_alkor: (Default)
alkor_alkor

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 05:02 am
Powered by Dreamwidth Studios