alkor_alkor: (баян)
[personal profile] alkor_alkor
Может ли Президент Украины присвоить звание Героя Украины человеку, сотрудничавшему с нацистами? Может ли Президент России за верность наградить званием Героя России своего преданного вассала? И так далее, и тому подобное... Оба звания наследуют званию "Герой Советского Союза", и мы как-то привыкли верить, что уж его-то кому попало не давали. Но так ли это? ЧТобы ответить на этот вопрос, мы должны ненадолго вернуться в прошлое...


Москва. Ночь с 20-го на 21-е августа 1991-го года. С 23:00 действует объявленный ГКЧП комендантский час. Это не мешает "защитникам Белого Дома" -- трезвым и пьяным вперемешку -- шляться по московским улицам и играть в революцию. Но, одновременно с ними, на тех же улицах находятся и те, кто обязан поддерживать в "революционном" городе закон и порядок. Те и другие рано или поздно должны были столкнуться, и ничего хорошего из этого получиться не могло.

И не получилось. Трагедия произошла с колонной военной бронетехники 1-го мотострелкового батальона 15-го гвардейского мотострелкового Шавлинского ордена Ленина Краснознаменного полка 2-й гвардейской Таманской ордена Октябрьской Революции Краснознамённой ордена Суворова мотострелковой дивизии имени М. И. Калинина (в/ч 73881). Колонна эта в составе 20 БМП-1 и одного БРДМ-2 следовала по маршруту "аэродром Центральный -- Ленинградское шоссе -- площадь Маяковского -- Смоленская площадь" с целью проведения дежурства и патрулирования: командиру батальона капитану Суровикину Сергею Владимировичу предписывалось выставить 11 комендантских постов по Садовому кольцу от площади Маяковского до Смоленской площади.

Очевидно, что "защищать" от этой колонны бронетехники "Белый Дом" не имело никакого смысла хотя бы потому, что двигалась она в прямо противоположную сторону -- от "Белого Дома". Тем не менее, обнаглевшие вконец (или просто перепившиеся?) "защитнички" не нашли ничего лучшего как заблокировать на Садовом кольце в районе Новинского бульвара (тогда -- улица Чайковского) въезд в Чкаловский тоннель, проходивший под Новым Арбатом (тогда -- проспект Калинина).

Выставив несколько постов на маршруте выдвижения, около полуночи батальон головной колонной подошёл к перекрестку Садового кольца с Калининским проспектом, где встретил заграждение из двух рядов автомашин с песком и с обеих сторон улицы толпу возбужденных людей, которые криками и бросанием камней, железных прутьев, бутылок в личный состав пытались остановить воинскую колонну. Раздвинув заграждение боевыми машинами, батальон преодолел его и, продолжая движение, вошел в тоннель под Калининским проспектом.

Когда колонна проходила под мостом (то есть в том самом "тоннеле"), и первая машина командира батальона капитана Суровикина Сергея Владимировича (БМП №601) вышла из-под моста, её сверху забросали камнями и металлическими прутьями. Все, кто находился на броне этой машине (а они ехали по-походному), получили ранения различной тяжести: капитан Лапин Евгений Алексеевич -- перелом пальца на руке; сержант Асауленко Николай Михайлович, командир БМП №602 -- рассечение левой брови; прапорщик Будетский Валерий Николаевич -- ранение в голову.

Колонну остановили перегородившие дорогу в три ряда троллейбусы. Командир батальона принял решение двумя колоннами по 7 БМП слева и справа проделать проходы и пройти. Справа из семи БМП шесть прорвалось. "Мирные демонстранты" краном стали сдвигать вновь троллейбусы, и одна БМП №536 попала между ними. Подбежавшая толпа стала забрасывать БМП бутылками с бензином. Кто-то (сотрудник редакции военного журнала "Морской сборник" Михаил Головко, который и устроил всю эту провокацию с нападением на колонну) забрался на БМП и закрыл брезентовой плащ-палаткой приборы наблюдения. Механик-водитель, рядовой Булычев Николай Иванович потерял ориентировку, машину остановил и попытался открыть люк. Когда открыл, гражданские лица (точнее -- некий Сергей Братчиков; очень говорящая фамилия) облили механика-водителя бензином и подожгли (в итоге у него был ожог обеих кистей рук I и II степени). Загорелась и БМП. Экипаж начал высаживаться из машины. Когда они высадились, толпа набросилась на них. Сержант Семеняга применил оружие, стрелял из автомата двумя очередями вверх, а рядовой Булычев, который стоял рядом, произвел два выстрела вверх из пистолета ПМ. Толпа после выстрелов отошла, и они пересели в другую БМП -- №520.

Слева семь БМП не смогли прорваться. Командира батальона на БМП №601 при обходе завалов опрокинуло набок. Комбат с экипажем пересели в другую машину (№602) и снова начали пробиваться. Но у БМП №602 слетела гусеница, на эту машину упали троллейбусные высоковольтные провода, и машина загорелась.

Когда комбат с экипажем пересаживались в БМП №602, разъяренная пьяная толпа начала забрасывать их камнями, прутьями, горящими досками. Гражданским в этот момент раздавали ящики с водкой. Сержант Шаньгин Юрий Иванович, заместитель командира взвода связи, произвёл несколько выстрелов вверх, толпа отступила. В этот момент они пересели из БМП №602. Командир батальона дал команду находиться всем в машинах, по-боевому, с закрытыми люками.

При всём этом жизни троих напавших на военнослужащих пришли к закономерному финалу:

(1) Комарь Дмитрий Алексеевич. Вместе с сообщником, неким Сергеем Чуриным, запрыгнул на БМП №536 из колонны, двигавшейся в сторону Смоленской площади в направлении от Белого дома, с намерением набросить на смотровую щель брезент, чтобы "ослепить" экипаж. Наводчик БМП (Нурбаев Ш.Д.) стал вращать её башню, намереваясь сбросить с брони нападавшего, но это удалось сделать механику-водителю (Булычев Н.И.; тот самый, у которого ожоги): в результате резкого манёвра налётчик оказался на асфальте, а брезент с БМП был сорван. К сожалению, и после этого у механика-водителя видимость не появилась, поскольку были разбиты смотровые приборы (триплексы), а смотровая щель -- накрыта одеждой.

При маневрировании от удара о колонну тоннеля открылся правый люк десанта. Сброшенный ранее Комарь снова догнал БМП и, не обращая вниамния на прямой запрет и предупредительные выстрелы, проник в десантное отделение. Автоматчик Кошкарбай Баймуратов, находившийся в левом десантном отсеке, предположил, что Комарь старается захватить боекомплект, и потребовал от него покинуть БМП, но Комарь, имея в руках ломик, попытался им нанести удар Баймуратову. На предупреждение последнего о возможном применении оружия он не реагировал, и Баймуратов, не имея намерения поразить Комаря, произвёл выстрел.

При движении БМП Комарь выпал из машины в открытый люк, ударился головой об асфальтовое покрытие дороги и получил черепно-мозговую травму, повлекшую его смерть.

(2) Усов Владимир Александрович. Бросился на помощь молодчику, запрыгнувшему на БМП №536 и пытавшемуся закрыть брезентом её смотровые щели. Тем временем всё тот же Кошкарбай Баймуратов (см. выше), опасаясь проникновения в БМП других лиц, сделал через открытый люк несколько предупредительных выстрелов в воздух. При этом одна из пуль попала в незафиксированную кормовую дверь, и в результате этого осколками оболочки пули получили огнестрельные ранения Артём Френов, Геннадий Эстров, Геннадий же Веретильный, Сергей Чурин и Ян Рыбар, а Усов получил смертельное ранение в голову и уже мёртвым был раздавлен гусеницами БМП.

(3) Кричевский Илья Маратович. Когда погромщики облили бензином (огневой смесью) БМП №536, и машина загорелась, то покинувший её экипаж стал под градом камней и металлических прутьев перебегать к стоящим с другой стороны дороги БМП №520 и №521. Во время посадки в БМП №521 члены экипажа горевшей машины Баймуратов, Вахрушев и Нурбаев, прикрывая отход товарищей, делали предупредительные выстрелы в воздух. В этот момент Кричевский, бросив в них камень, сделал шаг в сторону БМП и получил сквозное смертельное ранение в голову. Гибель Кричевского остановила проявление активных действий гражданских лиц в отношении военнослужащих.

Как ни странно, никто из путчистов, нападавших на оеннослужащих и пытавших сжечь их заживо, до сих пор не понёс наказания и теперь уж, видимо, не понесёт. Напротив, трое погибших налётчиков не только получили посмертно опереточные медальки "Защитнику свободной России" (№№1, 3 и 2), но и удостоились (одними из последних) звания "An Hero Советского Союза" с вручением орденов Ленина и медалей "Золотая Звезда" (№№11658, 11660 и 11659); их семьи единовременно получили по 250 рублей, по бесплатной квартире и по бракованым "Жигулям", а также до сих пор получают пенсии за счёт государства.

Военнослужащие, подвергшиеся нападению и имевшие наглость не сгореть в своей БМП и даже сопротивляться налётчикам, находились под следствием. Каковое, впрочем, никакого криминала не нашло и через четыре месяца прекратило уголовное дело в отношении командиров и членов экипажей бронетехники за отсутствием состава уголовно наказуемого деяния.
Вот, собственно, и всё, что я хотел бы сказать по поводу героичности всех Героев Советского Союза без исключения.

Звания и суды -- это всё вторично. Первично время, которое всё расставляет по своим местам, поплёвывая с высокой колокольни и на суды, и на звания.

Date: 2012-08-28 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] divov.livejournal.com
Насчет того, куда шла колонна "с целью патрулирования" - очень интересно, ну просто очень.
Как будто все забыли, где именно для нее оставили дырку к БД, как эта дырка внезапно открылась, и что случилось после (народ улицу своими телами затыкал).

Погоди, Олег...

Date: 2012-08-29 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Ну вот у нас есть колонна. Дюжина БРДМов пытается куда-то ехать по своим делам. На Смоленскую площадь или к БД -- неважно. Её пытаются остановить, заткнув тоннель телами. Она практически в полном составе преодолевает двойной барьер баррикад и проезжает по "телам". Очевидно, что, если бы она имела приказ открывать огонь на поражение, то никакого "практически в полном составе" в предыдущем предложении не было бы -- никто просто не смог бы подбежать к машинам с брезентом и "коктейлем Молотова".

Собственно, в этом и вопрос: если это подразделение должно было проехать к БД и арестовать Ельцина, то почему оно этого не сделало? Москва-1991 -- это не Цхинвали-2008. И даже не Грозный-1994.

Как по мне, то всё это выглядит так, будто слухам о грядущем штурме и невнятным перемещениям бронетехники по городу соответствовала закулисная торговля. Генералы, которые в теории должны были давить ельцинский путч, на практике увлечённо занимались торговлей. Ну и проторговались. Примерно как это было в Ираке во время вторйо иракоской войны.

Ну а действия Головко выглядят не как попытка заткнуть телами улицу, а как попытка (удачная, с чем я его и "поздравляю") добиться того, чтобы "незаконная" власть пролила "народную" кровь. Так что не может не радовать то, что, в отличие от аналогичных событий два года спустя, в 1991-м у лиц, отдававших приказы силовикам, не хватило политической воли на сознательнео пролитие крови -- не то мы бы ей тогда все умылись :/

Re: Погоди, Олег...

Date: 2012-08-29 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] divov.livejournal.com
Ты не прочел мой коммент. То есть, прочел его по диагонали. Там была дырка до Смоленки, у американского посольства. Ее перекрывали "дружественные нам" силовики своими машинами. Ближе к вечеру вдруг, словно по команде, дырка открылась. Народ метнулся в переулок и заткнул его собой. Естественно, после этого реакция на повяление колонны бронетехники была однозначной: никто не сомневался, что они уйдут после Смоленки от МИДа направо на набережную, и по ней вернутся к БД, это крюк на пять минут ходу.
Там все понимали появление колонны строго однозначно.
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Каюсь: просто ничего об этом не слышал. Буду изучать вопрос.

Хотя это ИМХО и не снимает моего последнего возражения: бронетехника, которая действительно ехала бы штурмовать БД, проехала бы этот тоннель по телам и поехала дальше. Что, кстати, должны были понимать как минимум двое из погибших. И уж точно понимал тот же Головко, когда с плащ-палаткой напрыгнул на БМП. Плащ-палатки и бутылки с бензином выглядели адекватно только против колонны техники, которая гарантировано не будет отстреливаться. Разве не так?
From: [identity profile] divov.livejournal.com
Мне, кстати, интересно, удастся ли тебе хоть что-то нарыть об этом - как был перекрыт переулок между американским посольством и гостиницей "Мир". Ни в одних мемуарах я этого не встречал.

Насчет техники - она ведь очень подслеповатая, когда задраена по-боевому. И у нее есть большие мертвые зоны.
Плащ-палатки нужны, чтобы полностью ослепить технику и спровоцировать экипаж открыть люки.
Бутылками с бензином еще наши деды немцев зажигали.

Другой разговор, что с _той_ стороны БД водка лилась рекой. Мы - "первая сотня" - стояли с тыла, высовывались оттуда мало и очень удивлялись всему происходящему (мы-то были трезвые и пришли, мягко говоря, "стоять и умирать"). Ну, я-то сам много, где успел побывать и чего натворить, но как раз к обострению конфликта ушел к своим.

(пожимает плечами)

Date: 2012-08-30 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] avrylo.livejournal.com
Меня более всего удивляет, что покойников лишь трое. Окажись я в любой из машин, при таком нападении шарашил бы на поражение сразу, не особо задумываясь. Ну, может, целил бы по ногам разве что.
Бойцы оказались чересчур зашуганные, что для "Таманки" и неудивительно.
Либо комбат жёстко запретил стрельбу.
Но мне на месте того же Баймуратова стало бы начхать и на комбата. Блин, машину мою какая-то падла захватить пытается! Положить идиота - и остальных, кто шибко резвый, тоже.
А потом хай разбираются, какой выстрел был первым - в небо или в голову.
Олег, а ты вот сам полез бы на БМП, задраенный по-боевому? Если не идут боевые действия, понятно, и БМП не вражеский. Вот там, у баррикады - полез бы? Чёт мне кажется, ни фига. И ещё бы всем, кто порывается, по возможности не дал этого сделать.
Я не прав?

Date: 2012-08-30 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] divov.livejournal.com
Я просто не мог оказаться у этой баррикады по обпределению - хотя и принимал участие в перегораживании Садового. Мы пришли стоять у подъездов БД, на цоколе. Последняя линия обороны, смертники, мля. Пушечное мясо.

Собственно в этом и принципиальная разница - мы пришли не нападать.

Нормальные люди что делали - ложились под гусеницы _днем_. Строго когда светло, и из люка торчит кто-то, т.е., тебя видно. Все же в армии служили, все фишку рубят. Так остановили первые танки и "разагитировали" их командира.

Ну...

Date: 2012-08-30 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] avrylo.livejournal.com
Меня тоже не было там. Я в это время был ещё вовсю в сапогах, и оставаться мне в них предстояло ещё три года.
Но ставить себя на место обеих сторон умел и тогда. Скорее всего, окажись я в Москве в эти дни, вряд ли усидел бы дома. И скорее же всего, пришёл к БД. А вот в 93-м я таки оказался в Москве. И, едва увидев трансляцию CNN, сделал всё возможное, чтобы _мои_ друзья в эту мясорубку не полезли. Вплоть до занесения в грудную клетку самому активному. Потому как если в 91-м от событий ещё более-менее сносно пахло, то в 93-м от них воняло невыносимо. И не войной, а бандитской стрелкой.
Нафиг-нафиг.
Но речь не об этом. А об том, что эти трое героев - как раз из категории тех, кто получил награду за геройскую - то бишь, идиотскую - смерть. Нехорошо так про покойников, да только от правды хрен скроешься: дураков и в бане бьют. Тогда это говорил, и сейчас не отказываюсь.

Re: Ну...

Date: 2012-08-30 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] divov.livejournal.com
В 93-м это были не наши разборки. Я тогда моментально смылся из города. И все мои приятели, кто участовал в событиях 91-го - я специально выяснял, - поступили так же.
Что характерно: и в 91-м, и в 93-м решение принималось мгновенно, практически на инстинкте, и потом никто даже не задумывался, были ли другие варианты.

Отож

Date: 2012-08-30 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] avrylo.livejournal.com
Да там и времени особо не было на принятие решения.
В 2001-м годе сидели у Юры Романова, светлая ему память, дома. И что-то зашел разговор про 93-й. Юра так хитренько ухмыльнулся - а пойдём, говорит, посмотришь.
Чего, спрашиваю?
А увидишь!
Зашли к нему в комнатку, ставит он кассету в видик - и у меня отвисает челюсть. Живые съёмки обстрела БД. То, что шло в эфир CNN, только без логотипа. Рабочий материал.
Юра, оказывается, как раз тогда стрингером на CNN работал. А приехал в Москву аккурат из Абхазии.
Ну ладно, перекурил я это дело, начали детальнее смотреть кассету. И что-то мне щёлкнуло: а у тебя есть кадры попаданий в БД из танков. Есть.
Смотрим. Ещё раз. И только на третий раз я понял, что именно мне показалось странным ещё тогда, в 93-м. Разрывы.
1. Они ни фига не калиберные. Это не 122 мм, это добро, если сороковник. Значит, стреляли со вкладных.
2. Первые выстрелы - на фугасном взрывателе, возможно, бетонобойным.
3. Финальные - зажигалками.
Обстрел имел две цели: заплющить морально обороняющихся и... сжечь вполне конкретный этаж. А какая из них важнее, уже вряд ли дознаемся.

Ты оказался прав

Date: 2012-08-31 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Рыл старательно -- профессия, как-никак! -- но ничего толкового про этот переулок в те дни ни в воспоминаниях, ни в публикациях тех дней не нарыл. Вообще, ощущение такое, что августовские события начали легендировать почти сразу, смещая акценты с значимых моментов на спецэффекты. Типа той же "обороны" Чкаловского тоннеля.

По технике я имел в виду скорее то, что при наличии приказа открывать огонь на поражение они просто отогнали бы агрессивную толпу от баррикад выстрелами (потом, когда выстрелы таки прозвучали, желающих набигать на корован БМП резко стало меньше). Впрочем, тут ничего наверняка сказать нельзя.

Вообще, поимев сомнительное удовольствие пронаблюдать изнутри одну "бархатную революцию" и одну вооружённую делёжку власти, я подозреваю, что на таких вот дальних пикетах, от которых непосредственно ничего не зависело, водку раздавали и провокации устраивали специально -- чтобы кого-нибудь подстрелили или хотя бы переехали. То есть примерно за тем же, зачем на "мирных акциях протеста" по методичке Шарпа положено выставлять в первые ряды стариков, женщин и детей.

Date: 2012-08-28 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] arpad.livejournal.com
Какая же вы все таки подлая дрянь.

"Погромщики" и "налетчики" у него на БТР с камнями и ломиками нападают.

Вопрос терминологии

Date: 2012-08-28 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Как по мне, то "подленькая дрянь" -- это те, кто в живых людей из ведёрка бензином плещут. А потом спичку подносят.

Ну и их адвокатцы, которые с невинным видом разглагольствуют про "камни и ломики" -- то же самое. Не вижу особой разницы.

PS: Бешеная собака вообще нападает со слюной и клыками. И что, это её как-то оправдывает?
Edited Date: 2012-08-29 06:11 pm (UTC)

Date: 2012-08-28 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] z-z-zanuda.livejournal.com
/Вот, собственно, и всё, что я хотел бы сказать по поводу героичности всех Героев Советского Союза без исключения./
Не понял. Совсем.
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Вот, собственно, и всё, что я хотел бы сказать по поводу героичности всех Героев Советского Союза без исключения.

Не понял. Совсем.

В регулярно вспыхивающих дискуссиях по поводу того, можно ли было вручать Золотую Звезду героя Кадырову или Шухевичу одним из аргументов "против" является то, что "настоящим героям" -- то есть людям, получившим эту награду раньше (за подвиги во время Великой Отечественной войны, например) -- было бы морально неприемлемо разделять награду с теми, кто незаслужено получает её сейчас.

Мой point, соответственно, состоял в том, что все эти люди уже разделили свою награду с Комарём, Усовым и Кричевским, которые "героями Советского Союза" уж точно не были (а также, например, с некоторым количеством людей, которых в своё время лишили звания Героя Советского Союза за всякую уголовщину). Звезда Героя -- высокая награда, но чего-то сакрального в ней нет, и её тоже регулярно вручают кому попало.

Как-то так.

Profile

alkor_alkor: (Default)
alkor_alkor

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 26th, 2026 07:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios