В продолжение http://users.livejournal.com/alkor_/457088.html, http://users.livejournal.com/alkor_/454020.html, http://users.livejournal.com/alkor_/437883.html, http://users.livejournal.com/alkor_/437484.html, http://users.livejournal.com/alkor_/436742.html, http://users.livejournal.com/alkor_/432354.html и http://users.livejournal.com/alkor_/430633.html :
По итогам вчерашних обсуждений я хотел бы вкратце прокомментировать ситуацию с Pussy Riot, в которой правильные и нужные на мой взгляд вещи неприличным образом смешались с вещами неправильными и ненужными. Итак...
(1) Врунишки с ленточками соответствующего цвета могут сколько угодно рассказывать сказки про то, что акция Pussy Riot была-де обращена против "гундяевых" (то есть руководства Русской Православной Церкви). Негативная реакция общества на происшедшее очевидным образом показывает смехотворность подобного утверждения: большинство людей, отреагировавших на происшедшее отрицательно, не входит в руководство РПЦ; более того, не все они вообще являются православными.
(2) Возмущённое общество жаждало наказание. Всё, что ему мог предложить закон -- административное наказание за мелкое хулиганство: штраф и/или непродолжительный арест. Плюс, естественно, иски о возмещении морального ущерба, естественным образом загоняющие идиоток в долговую яму.
(3) Но часть возмутившихся хотела большего -- если не публичной порки или побиения камнями, то, по крайней мере, "взрослой" уголовной статьи за хулиганство. На которую Pussy Riot, к сожалению, не напели и не наплясали (см. напр. http://bisey.livejournal.com/215946.html -- там этот вопрос подробно разобран).
(4) К счастью (или к сожалению -- это уж как посмотреть) закон позволяет поместить подследственного под стражу и продержать там аж до окончания судебного процесса. Что может составить полгода или даже год, так что иногда невинные люди дожидаются за решёткой своего оправдательного приговора просто потому, что у суда, заваленного другими делами, на них нет времени.
(5) То, что в других случаях происходит само собой и не со зла, в случае Pussy Riot было, по-видимому, проделано сознательно. Куда им, собственно, и дорога -- происшедшее вполне соответствовало если не духу, то букве закона.
(6)А вот вчера поимел место беспредел. Дурочек осудили за то, чего они не совершали. Что не есть правильно. Правильно было бы закрыть дело по уголовной статье и отпустить их на все четыре стороны -- расплачиваться по искам о возмещении морального ущерба. Всё равно это придётся сделать, когда приговор обжалуют.
(7) Оно понятно, что суд находился под давлением и не захотел под этим самым давлением принимать то решение, которое у него вымогали шантажисты всех мастей. Но это его не оправдывает.
(8) Вообще же, выглядит так, будто дело Pussy Riot было использовано для разделения/поляризации общества по ещё одному искусственно внесённому извне критерию. Кому это нужно -- думаю, вполне очевидно.
UPD: http://bisey.livejournal.com/217058.html -- эволюция "хулиганских" статей в современном российском законодательстве.
UPD2: http://www.gazeta.ru/social/photo/pussy_riot.shtml -- фотокопия обвинительного заключения по идиоткам. Это просто песня какая-то. Вполне возможно, что в своём утверждении (6) я был ранее слишком категоричен, и "уголовный" состав прступления в деле таки есть.
По итогам вчерашних обсуждений я хотел бы вкратце прокомментировать ситуацию с Pussy Riot, в которой правильные и нужные на мой взгляд вещи неприличным образом смешались с вещами неправильными и ненужными. Итак...
(1) Врунишки с ленточками соответствующего цвета могут сколько угодно рассказывать сказки про то, что акция Pussy Riot была-де обращена против "гундяевых" (то есть руководства Русской Православной Церкви). Негативная реакция общества на происшедшее очевидным образом показывает смехотворность подобного утверждения: большинство людей, отреагировавших на происшедшее отрицательно, не входит в руководство РПЦ; более того, не все они вообще являются православными.(2) Возмущённое общество жаждало наказание. Всё, что ему мог предложить закон -- административное наказание за мелкое хулиганство: штраф и/или непродолжительный арест. Плюс, естественно, иски о возмещении морального ущерба, естественным образом загоняющие идиоток в долговую яму.
(3) Но часть возмутившихся хотела большего -- если не публичной порки или побиения камнями, то, по крайней мере, "взрослой" уголовной статьи за хулиганство. На которую Pussy Riot, к сожалению, не напели и не наплясали (см. напр. http://bisey.livejournal.com/215946.html -- там этот вопрос подробно разобран).
(4) К счастью (или к сожалению -- это уж как посмотреть) закон позволяет поместить подследственного под стражу и продержать там аж до окончания судебного процесса. Что может составить полгода или даже год, так что иногда невинные люди дожидаются за решёткой своего оправдательного приговора просто потому, что у суда, заваленного другими делами, на них нет времени.
(5) То, что в других случаях происходит само собой и не со зла, в случае Pussy Riot было, по-видимому, проделано сознательно. Куда им, собственно, и дорога -- происшедшее вполне соответствовало если не духу, то букве закона.
(6)
(7) Оно понятно, что суд находился под давлением и не захотел под этим самым давлением принимать то решение, которое у него вымогали шантажисты всех мастей. Но это его не оправдывает.
(8) Вообще же, выглядит так, будто дело Pussy Riot было использовано для разделения/поляризации общества по ещё одному искусственно внесённому извне критерию. Кому это нужно -- думаю, вполне очевидно.
UPD: http://bisey.livejournal.com/217058.html -- эволюция "хулиганских" статей в современном российском законодательстве.
UPD2: http://www.gazeta.ru/social/photo/pussy_riot.shtml -- фотокопия обвинительного заключения по идиоткам. Это просто песня какая-то. Вполне возможно, что в своём утверждении (6) я был ранее слишком категоричен, и "уголовный" состав прступления в деле таки есть.
no subject
Date: 2012-08-18 10:17 am (UTC)Достаточно внимательно ;)
Date: 2012-08-20 01:04 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-18 12:05 pm (UTC)И снова не угадали ;)
Date: 2012-08-20 01:29 pm (UTC)Далее, это нужно верхушке так называемой российской оппозиции -- поскольку создаёт на ровном месте "мучеников режима" и иллюзию неких "зверств кровавой гебни". Трагедия оппозиционного вожака, покусавшего при задержании полицейского и севшего за это на пятнадцать суток в кутузку, массы больше не колышет.
Не стоит забывать и радикалов с обеих сторон: и православно-фундаменталистское лобби, и его столь же упёртые оппоненты-антиклерикалы вовсю сейчас пользуются уникальной возможностью одновременно расширить и сплотить ряды своих приверженцев.
Дурочки на скамье подсудимых тоже получают свой кусок профита: были никем -- стали всем. Могли ли они мечтать ещё год назад, что за них впишутся всякие импортные мадонны и сэры-полы?
Что касаемо Государственного Депатамента Соединённых Штатов Америки, то как раз он ничего особенного не получает от всей этой истории. Максимум можно ввернуть в следующий тур переговоров по сирийской проблеме упоминание о несчастненьких загеноциденых пуськах, получить в ответ "А у вас ассанжей линчуют", утереться и перейти к обсуждению следующего пункта повестки дня.
Так что, боюсь, что Вы опять ткнули пальцем в нёбо, и Госдеп США тут не при делах ;)
Re: И снова не угадали ;)
Date: 2012-08-20 01:36 pm (UTC)Не уверена, что дурочки или не дурочки ценой вписки за них Мадонны хотели бы просидеть два года, и еще более не уверена, что обсуждающие дают себе труд видеть в них людей, а остальное - +- похоже.
Хммм?..
Date: 2012-08-20 04:41 pm (UTC)"Человек", что бы там ни думал классик, не звучит гордо, и само по себе это слово ничего хорошего об обсуждаемом персонаже не говорит. Гитлер был человек. Чикатило был человек. И те, кто хотят (допустим) сжечь наших дурочек на костре или побить камнями, делают это именно потому, что видят в них люлдей (которых имеет смысл в наказание за что-то сжигать или побивать камнями).
Но: принадлежностью преступника к виду Homos sapiens sapiens суть дела, как правило, не исчерпывается. У преступника есть мотивы. Преступник нередко олицетворяет некую глобальную тенденцию, является сам её частью, и его преступление, соответственно, является следствием этой тенденции.
Сами по себе дурочки из Pussy Riot не особенно интересны, но, с одной стороны, они демонстрируют не очень приятную тенденцию к вседозволенности для меньшинства избранных в отношении большинства, а с другой -- столь же неприятную тенденцию государства и общества, которое оно представляет, подменять законы "понятиями".
То есть людей-то я в них вижу, но как раз как людей мне их ни капельки не жалко, и я не особо страдал, когда они проводили время под стражей в соответствии с действующими уголовно-процессуальными нормами. В то же время мне неприятно, что с ними поступили не по закону. Мне их от этого не становится жалко -- мне неприятна сама ситуация, и я хочу, чтобы их отпустили на свободу не как "невиновных" (они виновны), но как не заслуживающих назначенного им наказания (как я уже сказал выше, их вместо этого можно и нужно вполне законно загнать в долговую яму бесконечными исками о возмещении морального ущерба как того жулика, который имел неосторожность назвать всех членов ЕР "жуликами или ворами").
Fiat justitia, pereat mundus и всё такое, в общем.
Re: Хммм?..
Date: 2012-08-20 04:50 pm (UTC)Растерзать их собрались, начали и... в процессе - как будто они, как минимум, ворвались туда и начали бить прихожан подручными средствами.
Ну я тоже несколько более расстроена именно тем, что с ними поступили не по закону, и, в общем, согласна, что они виновны. Правда, не понятно, что делать с тем, что они _уже_ отсидели, как тяжкие преступники.
Зачем их закидывать исками "оскорбленных" я тоже не очень понимаю.
По пунктам
Date: 2012-08-20 05:23 pm (UTC)(2) Существует процедура реабилитации, предполагающая материальное возмещение незаконно отбытого срока исходя из среднемесячного заработка осуждённого. То есть, если у дурочек был какой-то реальный доход за последний год перед их акцией...
(3) Имеет смысл убрать кавычки у слова "оскорблённых". Как ни странно, верующих действительно оскорбляют насмешки над их верой.
no subject
Date: 2012-08-18 01:57 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-18 05:32 pm (UTC)