alkor_alkor: (Default)
[personal profile] alkor_alkor
"Итак, 23-го числа из-за износа оборудования и жары в Чагино загорелся один из трансформаторов (почему оборудование было изношенным - вопрос тут не главный). В принципе, само по себе событие неприятное, но довольно рядовое и само по себе не ведет к каким либо последствиям. В нормальной ситуации (СТРОГО ПО ИНСТРУКЦИИ) производят частичное отключение ближайших крупных потребителей, делают так называемый "переток" и производят ремонт. Но ближайших потребителей было 2 и один из них МНПЗ (Московский нефтеперерабатывающий завод). Контрольный пакет акций МНПЗ принадлежат ЦТК (Центральная Топливная Компания), на 100 проц. контролируемой столичными властями. Пакет поменьше (30%) контролируется структурами ЛУКОЙЛа). В ходе консультаций МНПЗ категорически был против отключения на ремонт подстанции и, посовещавшись, решили общего "шатдауна" не производить, ограничившись частичным ремонтом только сгоревшего трансформатора.

Вечером 24-го наскоро отремонтированный трансформатор взорвался, повредив соседний. Еще на одном трансформаторе (принявшем на себя нагрузку от сгоревших 2-х) сработала аварийная автоматика. Еще один трансформатор работал, но его показатели быстро приближались к критическим.

В этот момент диспетчер ЦДУ СО (Центральное диспетчерское управление системного оператора) принимает, наконец, решение о прекращении подачи энергии крупным потребителям. В том числе и МНПЗ. На МНПЗ начинает работать программа аварийного завершения технологического процесса. Но завершиться она не успела.

Впоследствии руководство МНПЗ будет оправдывать свои дальнейшие действия попыткой предотвратить катастрофу. Это заведомое вранье.

Процесс перегонки нефти выглядит так: в крекинговых башнях под давлением и при высокой температуре нагревается нефть. Образуются пары нефте-бензиновой смеси, которые затем охлаждаются в нескольких теплообменниках. У каждого - своя температура охлаждения, поэтому на каждом осаждается своя марка бензина. Прекращения техпроцесса - штатная процедура и в основном сводится к стравливанию паров нефти и продувки системы инертным газом.

Именно процесс стравливания паров и видели москвичи в виде "чертова факела".

При этом, никакой катастрофы быть не могло, поскольку МНПЗ запитан с 3-х фидеров. Основного и двух резервных. Мощности резервных фидеров недостаточно для продолжения производства, но вполне и с избытком хватает для тихого и мирного заглушения производства.

Но ближе к полуночи МНПЗ внезапно прекращает процесс аварийной остановки и возобновляет крекинг нефти, самовольно восстановив подачу энергии из Чагино (выключатель на питающем фидере находится на терминале на территории МНПЗ. Диспетчер ЦДУ может выключить его дистанционно, но терминальная подстанция допускает ручное включение на месте). В этот момент последний трансформатор не выдерживает нагрузки и взрывается, а в квартирах москвичей на секунду пропадает напряжение. К счастью, бригады, работающие в Чагино на остальных "печеных" трансформаторах и на одном уцелевшем со сработавшей автоматикой, не пострадали при взрыве. Чудом не пострадали.

Сложно сказать, ЧТО заставило руководство МНПЗ дать команду на ручной override и включить напряжение. Скорее всего, это была просто жадность. Крекинговые башни и газгольдеры МНПЗ после аварийной остановки нужно довольно долго разогревать, восстанавливать в них давлений и так далее. Это пара дней простоя. А ежедневно "вымя Лужкова" надаивает 2.3 миллиона рублей чистой прибыли или без малого 8 тысяч тонн бензина.

Представьте, что у вас в квартире дымится электропроводка. Вы выходите на площадку, вырубаете пакетник и начинаете искать КЗ. И вдруг на площадку вываливается ваш сосед и со словами "А мне пофиг твоя проводка! У меня курица в микроволновке дожаривается!" включает пакетник обратно. Практически полная аналогия.

Все дальнейшее уже не имеет смысла рассказывать. Утром произошел "типичный" утренний максимум потребления и на ряде ГРЭС произошло срабатывание аварийной автоматики. "И сосед курицу не дожарил и во всем подъезде свет погас."

Вот, собственно, и вся хроника начала Московского Блэкаута."

цЫтируется по [livejournal.com profile] kspshnik (http://www.livejournal.com/users/_lord_/398101.html?thread=1327637#t1327637).

Мне эта версия кажется психологически достоверной, поелику вытекает как из модели поведения лужковских бизнесменов (помните "Трансвааль"?), так и из прецедентов (на ЧАЭС тоже была героическая борьба с инструкциями).

Date: 2005-05-30 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] romalis.livejournal.com
допускаю и такой ход развития событий...

Date: 2005-05-30 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] vythe.livejournal.com
Почему ж безчубайсовая? Вина Чубайса, имхо, не в пожаре трансформатора, а в том, что здесь обозначено как "дальнейшее не имеет смысла рассказывать". То есть, в каскадном отключении половины Москвы и двух областей.

А как версия именно начала блэкаута - вполне логично звучит.

;)))

Date: 2005-05-30 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
А что, Чубайс лично бегал по "половине Москвы и двум областям" и все там каскадно отключал? ;)))))))

Нет уж, как раз каскадное отключение -- сугубо закономерный процесс, к которому Чубайс не имеет особого отношения. Это как если бы обвинить Анатолия Борисовича в действии закона Ома -- того же порядка явления ;)

Re: ;)))

Date: 2005-05-30 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] vythe.livejournal.com
С чего это он "закономерный"? Поправьте меня, если я ошибаюсь: каскадное отключение происходит, когда вся потребность в энергии пострадавшего региона валится на одну (грубо говоря) ещё живую подстанцию, которая от такого насилия дохнет, ещё один кусок области остаётся без электричества и процесс переходит к следующему "каскаду".

То есть, в энергосистеме физически не оказалось достаточной связности, чтобы распределить нагрузку по достаточному количеству резервных каналов - а эту связность надо было создавать и поддерживать заранее. Административно в энергосистеме не оказалось процедур (или они не сработали) "купирования" аварии, а это вообще целиком задача управления системой. То есть, и тут, и там - Чубайс.

Честно скажу, что спорить о тонкостях работы энергосистем не могу, не владею материалом. Достоверные сведения о - приму с благодарностью.
:-)

Что есть под рукой...

Date: 2005-05-30 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Попадался в свое время очень хороший разбор сценария каскадного отключения (хороший еще и тем, что был сделан ДО Московского Конца Света), но найти его сейчас не получается :(

Вообще же, объяснение было в процитированной мной версии: при отключении Чагино ее промышленные потребители энергии автоматически повисли на соседях, у тех пошел перегруз... По теме могу посоветовать, например, http://aomosenergo.ru/index.php?id=24&number_id=97&sessid=4a41b82c000e32eb28ca4: "Москва – огромный центр концентрации энергии. Здесь, на сравнительно небольшой площади, сосредоточено огромное количество генерирующих источников, соткан «клубок» многочисленных связей 110, 220 и 500 кВ, в том числе 70 связей со смежными энергосистемами ОЭС Центра. В настоящее время, несмотря на сильное секционирование, токи короткого замыкания в сетях достигли предельных отметок: 500 кВ — 32,7 кА, 220 кВ — 35,6 кА, 110 кВ-37,6 кА. На многих подстанциях и электростанциях т.к.з. превышают допустимые пределы по оборудованию: действующие выключатели не справляются с отключением, а почти все AT 500 кВ и 220 кВ в черте Москвы не выдерживают сквозных т.к.з."

Re: Что есть под рукой...

Date: 2005-05-30 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vythe.livejournal.com
Дык с объяснениями всё ясно - и про перегруз, и про каскадное (что есть синонимы). Приведённую цитату я помню, она скорее обвиняет Чубайса, чем оправдывает, разве нет? Кроме того, по этой ссылке прямо говорят, что реформистские планы Чубайса только увеличивают опасность. А в исходной цитате указывается, что первопричиной стала неформальная подчинённость Мосэнерго интересам столичных властей. То есть, даже такое, неявное выделение регионального энергоснабжения из общей структуры привело к аварии. Когда Чубайс добъётся своего - так будет везде и всегда.

Ну и так далее... Давайте, я иначе сформулирую: если Басаев взорвёт сразу две подстанции - к югу и к северу от Москвы, у нас что - вообще вся центральная Россия без света останется? Закономерным процессом?

Кстати, с "Трансваалем" было примерно так же: не в том беда, что колонна рухнула, причин тому могло быть много. Беда в том, что купол от этого рассыпался в куски и рухнул на людей - и здесь виноват прежде всего проектировщик. Так сказать, Чубайс.
:-)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Ну, "неформальная подчинённость Мосэнерго интересам столичных властей" -- это, скорее, аргумент в защиту Чубайса ;) Лихорадочная активность московских властей по реприхватизации "Мосэнерго" наводит людей с конспирологическим складом ума на мысль (qui prodest?), что трансформатор на подстанции взрывал едва ли не лично Юрий Михайлович -- только, вот беда, перестарался ;))

Опять-таки, насчет подрыва Басаевым двух подстанций нужно еще посчитать. Есть у меня нехорошее подозрение, что одномоментный взрыв подстанции не так опасен, как имевший место трудовой героизм с упорным поджвешиванием МНПЗ к аварийной подстанции. С другой стороны, Хейли описывал именно такой сценарий энергетического терроризма -- а я склонен ему верить...

Что касаемо "Трансвааля", то по моему скромному мнению вскоре после выяснения собственности некоей Елены Батуриной на обрушившийся аквапарк расследование было как-то уж очень быстро спущено на тормозах...
From: [identity profile] vythe.livejournal.com
Я и говорю: когда Чубайс проведёт-таки приватизацию региональных поставщиков (не помню точное название) - Мосэнерго будет подчинена Лужкову уже официально, и "диспетчеру ЦДУ" туда будет сунуться ещё сложнее. И так будет по всей стране. Это к вопросу о планах Чубайса, великого стратега и реформатора.

А на сегодняшний день мы уже получили.

Будет ли Басаев взрывать подстанции или просто лом на провода кинет - это я рассуждать не могу. Я имею в виду аналогичное отключение подстанции, но уже в двух экземплярах разом.

Наконец, возможности Чубайса по самоспасению практически безграничны. Безостановочный вой по всем каналам на тему "ура Чубайсу" это, кажется, вполне доказывает. На осуждение/снятие его с должности я и не надеюсь... А дело "Трансвааля", кстати, крутится себе потихоньку. Недавно объявляли, что комиссия доработала-таки, признали Канчели виновным.

Profile

alkor_alkor: (Default)
alkor_alkor

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 06:51 am
Powered by Dreamwidth Studios