В продолжение http://users.livejournal.com/alkor_/423236.html:
Может показаться спервоначалу, что я накинулся почём зря на несчастного Сержа Шиловского, американского внука Булгакова от другого дедушки, однако я так не считаю. Если говорить о порочности и противоестественности существующего законодательства в области авторского права, то этот персонаж стократ лучше злокозненных изательств -- обычной мишени борцунов с "копирастией".
В самом деле, что делает издатель в свободное от правообладания и ущемления честных читателей пиратских библиотек время? Издатель в это свободное время издаёт. Создаёт бумажные книги. Обеспечивает основной источник оплаты авторского труда.
И вот появляется человек, рядом с которым даже самые корыстные и злокозненные издатели белы и пушисты. Человек, который не имеет к текстам, "правами" на которые "обладает" ровным счётом никакого отношения. Не родственник автора. Даже не однофамилец. Отнимающий у читателя и зрителя классические, гениальные произведения, ещё совсем недавно находившиеся в public domain. Присвоивший себе "авторские права" по приснопамятному закону 1993 года. Ставящий палки в колёса всем, кому только может. Обидевший Мошкова (Геворкяну это в своё время не простили). Да ещё и (о радость!) американец.
Мечта, а не человек.
И чем же занимается этот человек-мечта? Чем он примечателен. Для примера посмотрим на историю с рок-оперой "Мастер и Маргарита", которую группа студентов Алтайского государственного университета решила поставить в Барнауле к 120-летию Булгакова (т.е. 15 мая 2011 года).
Началось всё с коротенького пресс-релиза на местном ресурсе АЛТАПРЕСС.RU: Естественно, наследниковы претензии вызвали бурю восторга и у читателей ресурса, и у участников постановки. Прокомментировала взбрык Шиловского и Наталья Алексеевна Кузнецова: Собственно, история закончилась хорошо -- зарвавшегося "наследничка" проигнорировали. Строго по заветам незабвенного Амвросия Амбруазовича: "А кусаться он начнет, так ты его по сусалам, не стесняйся. Се ля ви." Очень жаль, что Максим Мошков не может последовать этому мудрому совету.
Я остановился только на одной истории с Шиловским и "Мастером и Маргаритой", но имя им -- легион. Выбирает товарисч себе жертву побеззащитнее -- и обрушивается. Там едва зарубил спектакль за "порнографичность" (но был отбрит в суде бывалым порнографом Ганиным). Сям вынудил в последний момент вставлять в красноярский джаз-балет вместо Мастера с Маргаритой... самого Михаила Афанасьевича с его тремя жёнами.
Это было бы смешно, наверное. Но почему-то смеяться не хочется. А раз смеяться не хочется, то хочется надеяться. Надеяться на то, что вся эта небулгаковская история закончится по-булгаковски, и каждый получит своё:
В то самое время, как старательный бухгалтер несся в таксомоторе, чтобы
нарваться на самопишущий костюм, из плацкартного мягкого вагона №9
киевского поезда, пришедшего в Москву, в числе других вышел пассажир с
маленьким фибровым чемоданчиком в руке. Пассажир этот был никто иной, как
дядя покойного Берлиоза, Максимилиан Андреевич Поплавский,
экономист-плановик, проживающий в Киеве на бывшей Институтской улице.
Причиной приезда Максимилиана Андреевича в Москву была полученная им
позавчера поздним вечером телеграмма следующего содержания: "Меня только что
зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай.
Берлиоз".
Максимилиан Андреевич считался, и заслуженно, одним из умнейших людей в
Киеве... Когда утих взрыв горя, поразивший супругу Максимилиана Андреевича,
тот немедленно стал собираться в Москву.
Надлежит открыть одну тайну Максимилиана Андреевича. Нет спору, ему
было жаль племянника жены, погибшего в расцвете лет. Но, конечно, как
человек деловой, он понимал, что никакой особенной надобности в его
присутствии на похоронах нету. И тем не менее Максимилиан Андреевич очень
спешил в Москву. В чем же было дело? В одном -- в квартире. Квартира в
Москве? Это серьезно. Неизвестно почему, но Киев не нравился Максимилиану
Андреевичу, и мысль о переезде в Москву настолько точила его в последнее
время, что он стал даже худо спать. Его не радовали весенние разливы Днепра,
когда, затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом. Его
не радовал тот потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия
памятника князю Владимиру. Его не веселили солнечные пятна, играющие весною
на кирпичных дорожках Владимирской горки. Ничего этого он не хотел, он хотел
одного -- переехать в Москву...
Телеграмма потрясла Максимилиана Андреевича. Это был момент, который
упустить было бы грешно. Деловые люди знают, что такие моменты не
повторяются.
Словом, невзирая ни на какие трудности, нужно было суметь унаследовать
квартиру племянника на Садовой. Да, это было сложно, очень сложно, но
сложности эти нужно было во что бы то ни стало преодолеть. Опытный
Максимилиан Андреевич знал, что для этого первым и непременным шагом должен
быть следующий шаг: нужно во что бы то ни стало, хотя бы временно,
прописаться в трёх комнатах покойного племянника...Может показаться спервоначалу, что я накинулся почём зря на несчастного Сержа Шиловского, американского внука Булгакова от другого дедушки, однако я так не считаю. Если говорить о порочности и противоестественности существующего законодательства в области авторского права, то этот персонаж стократ лучше злокозненных изательств -- обычной мишени борцунов с "копирастией".
В самом деле, что делает издатель в свободное от правообладания и ущемления честных читателей пиратских библиотек время? Издатель в это свободное время издаёт. Создаёт бумажные книги. Обеспечивает основной источник оплаты авторского труда.
И вот появляется человек, рядом с которым даже самые корыстные и злокозненные издатели белы и пушисты. Человек, который не имеет к текстам, "правами" на которые "обладает" ровным счётом никакого отношения. Не родственник автора. Даже не однофамилец. Отнимающий у читателя и зрителя классические, гениальные произведения, ещё совсем недавно находившиеся в public domain. Присвоивший себе "авторские права" по приснопамятному закону 1993 года. Ставящий палки в колёса всем, кому только может. Обидевший Мошкова (Геворкяну это в своё время не простили). Да ещё и (о радость!) американец.
Мечта, а не человек.
И чем же занимается этот человек-мечта? Чем он примечателен. Для примера посмотрим на историю с рок-оперой "Мастер и Маргарита", которую группа студентов Алтайского государственного университета решила поставить в Барнауле к 120-летию Булгакова (т.е. 15 мая 2011 года).
Началось всё с коротенького пресс-релиза на местном ресурсе АЛТАПРЕСС.RU:
Студенты АлтГУ ставят рок-оперу "Мастер и Маргарита"
8 апреля 2011, 12:43.
15 мая в Kabak&grill "PISTOLS" состоится рок-опера "Мастер и Маргарита". Ставят его студенты Алтайского государственного университета.
Музыкальный проект приурочен к 120-летию Михаила Булгакова. Его цель -- стимулирование молодежи к знакомству с творчеством писателя. В рамках мероприятия с композициями, специально написанными для этого проекта, выступят ведущие рок-группы Барнаула: The Score, Де-факто, Hazard. С двумя кавер-версиями "Арии" выступит известная барнаульская группа "Тиара". Кроме того, запланирована инсценировка самых ярких эпизодов книги, для участия в которых приглашены молодые актёры. При условии, что всё получится как запланировано, будет записан диск.Вот скажите, вы знали что-нибудь об этом самом АЛТАПРЕСС.RU до того, как прочитали эту цЫтату? Не знали? Вот и я не знал. А американец Шиловский -- знал. И немедля накатал писульку следующего содержания:Уважаемые господа!
С удивлением прочитал на Вашем сайте информацию о предстоящей премьере рок-оперы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Роман, впервые опубликованный в 1966/1967 годах, находится под охраной Закона об авторском праве РФ, в связи, с чем любое его использование без разрешения наследников, юридически неправомерно и наказуемо.
Очень жаль, что об этом не знает г-жа Наталья Кузнецова, заведующая отделением связей с общественностью АлтГУ и причисляющая себя к булгаковедам.
Со своей стороны, я направил соответствующую информацию о запрете на постановку в Российское авторское общество и надеюсь, что она уже дошла до адресата.
С уважением,
С.С. Шиловский
наследник М.А. Булгакова.К сожалению, не смогла отозваться сразу, поэтому мой комментарий лишь в третьей десятке. Ну да ничего, "госпожа Кузнецова" уже достаточно известна, тем более как крутой булгаковед. По этому поводу хотелось бы высказать свое недоумение, а затем и претензию газете "Маркер-Экспресс": когда они попросили меня ответить на вопрос: возможна ли, на мой взгляд, постановка рок-оперы по роману Булгакова и как я отношусь к постановкам по его произведениям, я предоставила им письменный ответ (ниже приведен дословно): ``Рок-опера по "Мастеру и Маргарите" имеет право на существование. Ведь булгаковедами давно отмечено, что обращение писателя к контексту всей мировой культуры позволяет по-разному интерпретировать роман, при этом не нарушая его стержневой идеи и эмоционального воздействия. Попыток экранизации "Мастера и Маргариты" существует несколько, правда, мне лично, не понравилась ни одна постановка: это произведение Булгакова передать очень сложно. Как это получится у барнаульских студентов в "рок-оперном" варианте, мы узнаем в мае.`` ВСЕ! К булгаковедам я, к моему глубочайшему сожалению, не отношусь, манией величия не страдаю и поэтому себя так никогда на называла. Это первое.
Второе. Данный проект -- учебный СТУДЕНЧЕСКИЙ ИНИЦИАТИВНЫЙ. Никакой финансовой или организационной поддержки со стороны администрации отделения СО он не имеет. Это "приложение" к выполненной студенткой курсовой работе по технологиям PR-продвижения культуры. Такая уж у нас специальность, что любая теория должна быть подкреплена самостоятельным опытом студентов по реализации идей. Девочки искренне заинтересованы в том, чтобы творчество Булгакова было известно и интересно их сверстникам, они полностью САМОСТОЯТЕЛЬНО реализовали этот проект. И если они, студенты, за работу по популяризации произведения, считающегося (и по праву!) достоянием мировой культуры должны отдать деньги, Я ЛИЧНО, как почитатель творчества Булгакова, готова им помочь из собственного кармана.Я остановился только на одной истории с Шиловским и "Мастером и Маргаритой", но имя им -- легион. Выбирает товарисч себе жертву побеззащитнее -- и обрушивается. Там едва зарубил спектакль за "порнографичность" (но был отбрит в суде бывалым порнографом Ганиным). Сям вынудил в последний момент вставлять в красноярский джаз-балет вместо Мастера с Маргаритой... самого Михаила Афанасьевича с его тремя жёнами.
Это было бы смешно, наверное. Но почему-то смеяться не хочется. А раз смеяться не хочется, то хочется надеяться. Надеяться на то, что вся эта небулгаковская история закончится по-булгаковски, и каждый получит своё:
-- Каким отделением выдан документ? -- спросил кот, всматриваясь в
страницу. Ответа не последовало.
-- Четыреста двенадцатым, -- сам себе сказал кот, водя лапой по
паспорту, который он держал кверху ногами, -- ну да, конечно! Мне это
отделение известно! Там кому попало выдают паспорта! А я б, например, не
выдал такому, как вы! Глянул бы только раз в лицо и моментально отказал бы!
-- кот до того рассердился, что швырнул паспорт на пол. -- Ваше присутствие
на похоронах отменяется, -- продолжал кот официальным голосом. --
Потрудитесь уехать к месту жительства. -- И рявкнул в дверь: -- Азазелло!
На его зов в переднюю выбежал маленький, прихрамывающий, обтянутый
чёрным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с жёлтым клыком, с
бельмом на левом глазу.
Поплавский почувствовал, что ему не хватает воздуха, поднялся со стула
и попятился, держась за сердце.
-- Азазелло, проводи! -- приказал кот и вышел из передней.
-- Поплавский, -- тихо прогнусил вошедший, -- надеюсь, уже всё понятно?
Поплавский кивнул головой.
-- Возвращайся немедленно в Киев, -- продолжал Азазелло, -- сиди там
тише воды, ниже травы и ни о каких квартирах в Москве не мечтай, ясно?
Этот маленький, доводящий до смертного страха Поплавского своим клыком,
ножом и кривым глазом, доходил экономисту только до плеча, но действовал
энергично, складно и организованно.
Прежде всего он поднял паспорт и подал его Максимилиану Андреевичу, и
тот принял книжечку мёртвой рукой. Затем именуемый Азазелло одной рукой
поднял чемодан, другой распахнул дверь и, взяв под руку дядю Берлиоза, вывел
его на площадку лестницы. Поплавский прислонился к стене. Без всякого ключа
Азазелло открыл чемодан, вынул из него громадную жареную курицу без одной
ноги, завернутую в промаслившуюся газету, и положил её на площадке. Затем
вытащил две пары белья, бритвенный ремень, какую-то книжку и футляр и всё
это спихнул ногой в пролет лестницы, кроме курицы. Туда же полетел и
опустевший чемодан. Слышно было, как он грохнулся внизу и, судя по звуку, от
него отлетела крышка.
Затем рыжий разбойник ухватил за ногу курицу и всей этой курицей
плашмя, крепко и страшно так ударил по шее Поплавского, что туловище курицы
отскочило, а нога осталась в руке Азазелло. Всё смешалось в доме Облонских,
как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой. Именно так и
сказал бы он в данном случае. Да! Всё смешалось в глазах у Поплавского.
Длинная искра пронеслась у него перед глазами, затем сменилась какой-то
траурной змеёй, погасившей на мгновенье майский день, -- и Поплавский
полетел вниз по лестнице, держа в руке паспорт...
Возникает вопрос, уж не в милицию ли спешил Максимилиан Андреевич
жаловаться на разбойников, учинивших над ним дикое насилие среди бела дня?
Нет, ни в коем случае, это можно сказать уверенно. Войти в милицию и
сказать, что вот, мол, сейчас кот в очках читал мой паспорт, а потом человек
в трико, с ножом... Нет, граждане, Максимилиан Андреевич был действительно
умным человеком!
Угу
Date: 2012-02-16 09:59 am (UTC)Не факт
Date: 2012-02-16 10:16 am (UTC)А российском суде против достаточно решительного противника гражданину Шиловскому просто ничего не светит. Не получается у него там доказать, что он "наследник".
Вот я и надеюсь, что рано или поздно он напорется на кого-то действительно обидчивого. Или просто решившего сделать капиталец на "возвращении произведений Булгакова народу". Написать, что ли, про всю эту историю Владимиру Владимировичу?.. Выборы на носу -- хай примет меры 0;)
Эт понятно
Date: 2012-02-16 10:33 am (UTC)Странно, что он на Градского не пробовал наехать. Всё-таки он-то рок-оперу вполне себе известную забацал. Может, в курсе, что АБГ способен послать не просто устно, но и в суде?
Дык...
Date: 2012-02-16 11:47 am (UTC)Во всех случаях реализуютися четыре сценария, насколько я могу судить:
(1) тот, на кого наехал Шиловский, пугается и суда не происходит (Мошков, Кара);
(2) тот, на кого наехал Шиловский, не пугается и суда не происходит (студенты);
(3) суд прооисходит и Шиловский пугается ("Синегрия");
(4) суд происходит и Шиловский, не успев испугаться, его проигрывает (Ганин).
Шиловский в интервью рассказывает, как он одобряет рок-оперу Градского. То есть или был послан, или получил отступного.
Вот, смотри, 12 августа 2009 года ССШ даёт интервью №1:(Краткий перевод с правообладательного на человеческий: "Заплатите мне, если хотите, чтобы ваша постановка соответствовала сюжетной линии оригинала, а не то с плодами ваших тридцатилетних трудов будет то же, что и с фильмом Ю.Кары.")
Позднее, 22 октября того же года, даётся интервью №2:В сочетании с отсутсвием каких-либо комментариев Градского, слухов о судебных исках и высокой ценой комплекта дисков с рок-оперой, на которую жаловались уже не раз, я бы таки рискнул предположить, что какие-то деньги Максимилиан Андреевич от Градского получил.
Вряд ли
Date: 2012-02-16 12:52 pm (UTC)ПоплавскогоШиловского, вряд ли стал бы об этом звонить на всех углах. Он вообще прессу не любит, кстати. И сколько я про него знаю, стремится если что ей и оставлять, так лишь огрызки и домыслы.Ещё бычки, наверное - курит он много.
А высокая цена - это малый тираж + немалая себестоимость проекта. Он заведомо нишевый. Более скажу: его вообще можно считать некоммерческим, во всяком разе, сам Градский именно так к нему и относится. Цена - чтобы хоть как-то отбить вложения. Так что предположения остаются предположениями, я бы не спешил. Если только АБГ
ПоплавскогоШиловского не лично знает. Тогда и правда мог отсыпать хрустиков.Что же до самого
ПоплавскогоШиловского, тут всё понятно. Добрый импортный дядюшка Холли Вуд готов остегнуть лавэ, и ему лениво разбираться в правообладании этих стрёмных россиян. Тем более, обладатель (назвавшийся таковым) уже где-то и не россиянин. Однако вполне допускаю, что одним из условий у дядюшки могло быть и такое: никаких более фильмов на прокатной поляне быть не должно, вы уж расстарайтесь.Вот он и старается, бабло ведь побеждает зло, как водится.