Развитие технологий порождает социальные изменения, новые сущности (и новые степени свободы) и вступает в противоречие с действующими юридическими нормами. Это закономерно и привычно. Наиболее естественное движение в этой ситуации -- адаптация юридических норм к новой реальности.
Юридическая норма -- это форма общественного договора, компромиссное (в той или иной степени) соглашение, заключенное внутри социума. Новая общедоступная технология, рассчитанная на широкое применение (например, Интернет), способна кардинально изменить ситуацию и сделать ранее достигнутые компромиссы (и построенные на их основе юридические нормы) неактуальными. Закон, прежде не вызывавший нареканий, в новых условиях становится пережитком, анахронизмом, требует адаптации к новым условиям. Можно, конечно, попытаться вгонять новую реальность в устаревшие нормы, запрещать использование новых технологий как "не соответствующих заветам предков", но клиническая психосоциология -- это совсем другая пьеса. В нашем театре, я надеюсь, принято идти в ногу со временем.
Представим себе закон, согласно которому каждый владелец частного транспортного средства обязан возить с собой мешок и лопату для навоза и еженедельно сдавать на пригородный склад сельхоздепартамента не менее 10 килогаммов ценного органического удобрения в качестве местного натурального налога. Закон этот выглядит вполне цивилизованно и имеет глубокий смысл, поскольку все известные на момент его принятия частные траспортные средства -- гужевые.
Вдруг -- внезапно -- изобретается и получает широкое распространение автомобиль. Это частное транспортное средство не жрёт овёс и не гадит удобрениями на проезжую часть. Его владелец, скорее всего, не видит смысла подбирать с пола чужие ценные активы, не имеющие к нему никакого отношения. Это автоматически делает его нарушителем совершенно недвусмысленного и ясно сформулированного "навозного закона" -- хотя бы в части уклонения от выплаты местного натурального налога. Отсутствие в багажнике лопаты и мешка, так и быть, можно ещё как-то стерпеть. Но уклонение от фискальных обязательств?! Как можно!?
Прямо на наших глазах вполне гигиеничный закон, разциональный и прежде не вызывавший ни малейших возражений, превращается чуть ли не в повод развязать репрессий против автомобилистов. И всё лишь потому, что он основан на потерявшей актуальность формулировке того что есть частное транспортное средства.
Регулирование авторского права сейчас находится примерно в той же ситуации...Продолжение поста, равно как и интересная по нему дискуссия -- находится в журнале автора (http://barros.livejournal.com/1145066.html), я же позволю себе остановиться здесь на паре полуанекдотических новостей.Прежде всего, знаете ли вы такое издательство -- "Проспект"? Знаете? Ну, значит, вам повезло. Я вот не знаю. И, как оказалось зря -- ведь именно у этого "правообладателя" сейчас оказались "авторские права" на булгаковские "Собачье сердце" и "Мастера и Маргариту".
Как так получилось? Да очень просто. Михаил Афанасьевич умер 10 марта 1940 года, и, по идее, его книги должны были оставаться под охраной авторского права пол-века -- т.е. до 31 декабря 1991 года включительно.
Увы. Вышепоименованные произведения не были опубликованы при жизни автора, а время жизни авторских прав на посмертные публикации отсчитывается с года этой самой публикации -- то есть с 1966-го года для "Мастера и Маргариты" и с 1968-го года для "Собачьего сердца". И отсчитывать надо уже не пол-века -- после успешного построения в России мира наживы и чистогана по слёзным просьбам толстопузых капиталистов-издателей время послежизни авторских прав было увеличено с 50 до 70 лет. Это означает, что вышепоименованные булгаковские произведения будут оставаться в издательской кабале почти до середины XXI века -- то есть, до 2037-го и 2039-го годов соответственно.
Дорогие мои бумагомарательные кулаки-мироеды! Ну какое, простите меня, "авторское право" может иметь на "Мастера и Маргариту" какое-то, не к ночи будь оно помянуто, "издательство-проспект"? Что, вот так всем издательством и писали? А Булгаков чем в это время занимался?
По моему скромному мнению, такие вот истории -- приговор всей зажравшейся отрасли, увы. Последний вздох угнетённой твари. Пока ещё она чувствует за собой какие-то "права" и пытается диктовать свои условия, а также вчиняет друг другу многомиллиардные иски.
Авторские права есть у автора. Пока он жив. И носят они в основном не имущественный характер. Единственное "естественное право", которое есть у издателя -- заплатить автору за право издания его книги, а потом стричь с изданного купоны. Причём естественные процессы распространения электронных читалок в массы приведут к тому, что купоны будут стричься или с покетбуков в дорогу, или со сверхдорогих изданий типа "кожаный переплёт цельнокроеный с тиснением золотой фольгой на первой сторонке, на корешке 4 бинта, обрез запечатан золотом, ляссе золотое, шириной 5 мм".
Надысь я прочитал свежую книгу Девида Вебера про Хонор Харрингтон -- "A Rise of Thunder". Про то, как совместные силы Мантикоры и Хевена начинают давать люлей Соларианской Лиге. Как оно называется по-русски -- не имею ни малейшего представления, поелику "правообладатель" тупо мычит про нехороших пиратов (см. http://users.livejournal.com/alkor_/402558.html) и не издаёт по-русски уже вторую книгу подряд.
А до этого я также не по-русски читал "Под куполом" Стивена Кинга -- в народном переводе на суржик. Там тоже издатель (по-моему, тот же самый) тупо мычит и не телится.
А совсем до этого я ехал в такси (бежать рядом было неудобно -- вот я и ехал внутри). Таксист (без него такис не ехало, так что он тоже там внутри был) на досуге имел привычку почитывать Сведенборга. С экрана монитора, поелику переизданий Сведенборга у нас сейчас практически не бывает почему-то. Мы разговорились -- и я проконсультировал его на предмет правильного выбора читалки и мест для скачивания книг.
И так далее, и тому подобное... У всех этих историй общее только одно -- старательно изображая из себя обиженных "правообладателей", минимизирующих недеянием убытки от пиратской деятельности, издатели на деле только приближают свой закономерный и бесславный конец. Мне их, если честно, не очень жалко. Мне жалко современных русскоязычных авторов, которые могут пострадать почём зря.
Но долго этот переходный период продлиться не должен, по идее. А потом всё снова будет хорошо, и никакое зарвавшееся юридическое лицо не будет больше пытаться спереть книжку у великого покойника, который за умертием не способен более сам за себя постоять.
PS: В тексте я выделил кавычками слова "авторское право" и "правообладатель" в тех случаях, когда они употребляются в переносном (юридическом) смысле, но не несут реальную смысловую нагрузку. Шашлычная не может писать книги.
no subject
Date: 2012-02-10 01:18 pm (UTC)Да-а-а...
Date: 2012-02-10 01:40 pm (UTC)Впрочем, жалостливая песня про обездоленных вдов и сирот, непременно нуждающихся в своей авторской копеечке -- это единственный довод сторонников "посмертного авторского права", который хоть как-то способен разжалобить моё каменное сердце.
Интересно, впрочем, от кого Михаил Афанасьевич родил целое издательство, да ещё и такое склочное? (Да и история про Кирилла Еськова и наследников Толкиена как-то вспоминается...
Re: Да-а-а...
Date: 2012-02-10 07:52 pm (UTC)"Писатель или художник банально расходует время, средства и душевные силы на решение творческих задач в ущерб близким. И суммы авторских - это хоть какая-то компенсация за недополученные своевременно уют и тепло в доме."
Каменщики и хлеборобы, вестимо, время и силы не тратят на свою работу, и всё время проводят с семьей.
Нормальный довод
Date: 2012-02-10 09:59 pm (UTC)Очевидно, что ситуация вполне симметрична: писатель или художник должны иметь возможность получать материальное вознаграждение за труд, а каменщик или хлебороб -- добровольно от вознаграждения отказываться.
Re: Да-а-а...
Date: 2012-02-10 10:12 pm (UTC)Wow...
Date: 2012-02-10 11:08 pm (UTC)no subject
Date: 2012-02-10 01:20 pm (UTC)Всё ещё хуже с репресированными писателями - для них отсчитывается с момента реабилитации если она имела место.
Отчего в народе говорят - "тридцать лет назад, за эту же самую книгу, посадили бы за антисоветчину, а сейчас посадят за пиратство".
Угумс
Date: 2012-02-10 01:45 pm (UTC)Что показательно, есть статьи, увеличивающие срок действия исключительных прав. А вот уменьшения -- за плагиат там, за аморалку всякую -- нет.
Самое забавное -- то, что на какое-нибудь "Копыто инженера" и остальные предварительные редакции "Мастера и Маргариты" никаких "исключительных прав" ни у кого нет -- не успели проклятые артократы книжку издать вовремя и обгадили господам издателям всю малину. Жалко, что с окончательной редакцией они подсуетились...
no subject
Date: 2012-02-10 01:20 pm (UTC)по факту -- ворюгами оказываются они, а не "пираты"
Справедливости ради...
Date: 2012-02-10 01:47 pm (UTC)no subject
Date: 2012-02-10 01:22 pm (UTC)Статья 1340. Срок действия исключительного права публикатора на произведение
Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.
И снова -- неправда Ваша ;)
Date: 2012-02-10 01:55 pm (UTC)Re: И снова -- неправда Ваша ;)
Date: 2012-02-10 10:22 pm (UTC)Re: И снова -- неправда Ваша ;)
Date: 2012-02-10 10:22 pm (UTC);)
Date: 2012-02-10 11:03 pm (UTC)no subject
Date: 2012-02-10 09:04 pm (UTC)(выжидал наступления полночи)
Date: 2012-02-10 10:00 pm (UTC)Маразм крепчал - деревья гнулись
Date: 2012-02-11 10:29 pm (UTC)http://habrahabr.ru/blogs/copyright/137998/
Да нет...
Date: 2012-02-12 04:58 pm (UTC)Ежу понятно, что MP3-файлы нематериальны. Никто никому фвйлы не "продаёт" -- продаются и покупаются определённые права, закреплённые в лицензионном соглашении. И я как-то не видел, чтобы в таких соглашениях предусматривалась по умолчанию возможность перепродажи 0;)
При этом тот же "Амазон" свои электронные книжки позвляет и передавать, и передаривать, и давать почитать... Было бы желание, в общем.
Во-первых...
Date: 2012-02-12 04:37 am (UTC)Не помню, излагал ли тебе тост своего изобретения, посему изложу. Щас вот дёрну коньяку за то, чтобы тебе всегда, в любой из последующих годов не страшно было смотреть вперёд и не стыдно - оглядываться!
Будь!
...
Ну а во-вторых... да чего там, ППКС, как грытца. Новым телегам - новые законы, без вариантов. А которые несогласные, тем аминь.
И - запить хорошим чаем.
;)
Date: 2012-02-12 05:04 pm (UTC)