По любезной наводке уважаемого Кирилла Еськова я набрёл на чудесный пост. Автор поста -- Сергей Арменович Гюрджиан -- работает начальником управления экспортных продаж автомобилей ОАО "АВТОВАЗ", а люди этого сословия в нашей блогосфере оказываются жертвами только в двух случаях -- или если бандиты похитят у них ребёнка с целью выкупа (не приведи господь!), или если государство решит попреследовать их по политическим мотивам -- то есть за невинное желание привнести толику демократии и либеральных ценностьей в вопросы налогообложения.Нашего героя миновало внимание этих Сциллы с Харибдой, зато в самом сердце России он умудрился стать жертвой азербайджанских @#$%стов Ильгара Алиева и Светланы Радионовой. Впрочем, дадим слово виновнику торжества:
Привет всем друзьям, и не только друзьям, а всем, кто будет этот пост читать. Очень надеюсь на то, что прочитают его многие: Олег Бармин, вполне возможно, перепостит, может быть, кто-то из вас; кроме того я почти уверен, что сошлюсь на этот пост в качестве письма на сайте Президента РФ.
Еще одна сноска, перед тем, как начну делиться с вами этой грустной историей: если бы мне рассказали о том, что ТАКОЕ возможно, я бы наверняка не поверил (и жена, и Мама, собственно, и не поверили поначалу, решили, что я шучу...), но это случилось со мной! Вчера! В Москве! Господи, как же долго я оттягивал этот момент, до того мерзко переживать это вновь, но убежден, что знать об этом должны как можно больше людей.
Итак, все по порядку:
Для тех из вас, кто не знает: с июля 2011 года я работаю в должности начальника управления экспортных продаж автомобилей ОАО «АВТОВАЗ»; Азербайджан является одним из важных экспортных рынков для АВТОВАЗа; вчера я должен был лететь в командировку для участия в мероприятии по открытию автосалона LADA по приглашению нашего партнера -- ОАО "Хазар-Лада".
На мое имя был оформлен электронный авиабилет по маршруту Москва-Баку-Москва рейсом J2 853 Azerbaijan Airlines, вылет из Домодедово 27 октября в 23.30, возврат 29 октября. Не спрашивайте, почему я не полетел из Шереметьево компанией Aeroflot Russian Airlines -- просто потому, что я должен был лететь в составе делегации. Вчера приехал в Домодедово в 21.20 и подошел к стойке №75, чтобы зарегистрироваться.
Здороваюсь и протягиваю свой загранпаспорт гражданина РФ, в этом месте очень важно повторить это еще раз – ГРАЖДАНИНА РФ (кстати сказать, родился я в России в Москве, всю жизнь живу в Москве, за исключением 2 лет службы в Германии да 1 года учебы в США). За стойкой -- Светлана Радионова (читаю на бэдже). Проходит пара минут, я думаю, что Светлана выбирает для меня место в салоне самолета.
Говорю "Пожалуйста, место у прохода, если можно". Проходит еще пара минут жизни, потом Светлана, избегая моего взгляда, спрашивает: "Извините за такой вопрос, можете сказать, какой Вы национальности?" Я, автоматически: "Прошу прощения? Я вас правильно понял? Какое это имеет значение? Я -- гражданин России». Она: "Дело в том, что У НАС ЕСТЬ УКАЗАНИЕ РУКОВОДСТВА -- ПАССАЖИРОВ С АРМЯНСКИМИ ФАМИЛИЯМИ НЕ РЕГИСТРИРОВАТЬ". Потом, когда я позже анализировал всю ситуацию, помимо главной темы -- о том, что это пещерная дикость и, если хотите, правовой беспредел, подумалось о технической стороне вопроса: "А что же вы оформляете билеты для таких пассажиров, ну проверьте списки пассажиров, позвоните накануне, под каким-нибудь предлогом откажите в месте, все лучше, чем ставить человека перед фактом, когда уже потрачено много времени, сил, да и такси в Домодедово -- не 10 долларов стоит..." Но в тот момент я только и мог сказать: "Я не могу поверить в то, что вы мне сейчас сказали, вы наверняка шутите?! Мы с вами в Домодедово, это Россия!!! Я дал вам российский паспорт!!!" Светлана: "Нет, это правда, можете спросить у представителя авиакомпании, вот он".
Рядом с ней оказался мужчина по имени, как выяснилось, Ильгар Алиев. Светлана ему, показывая мой паспорт: "Вот, фамилия Гюрджиан, отчество Арменович". В этот момент я почему-то вспомнил "Звуки музыки"... Здесь наступает еще один важный момент: ко мне подходит Демитри Шукхмахер, один из руководителей Lada International (фирмы-дочки АВТОВАЗа), который должен был лететь этим же рейсом; по телефону пятью минутами ранее он уже узнал от меня о происходившем. Так вот, он подходит, и в этот момент Ильгар, пытаясь принять судьбоносное решение -- допустить меня к полету или нет, опять задает мне сакраментальный вопрос: "у Вас какая национальность?" Демитри: "А какое это имеет значение, он дал вам паспорт гражданина России. И вообще он еврей, что дальше?" Я Ильгару: "А если я поговорю с вами на иврите, пустите на рейс?" Ильгар: "Нет, фамилия армянская; у нас такое указание, это вопрос безопасности". Демитри, показывая на меня: "Безопасности? А он что, террорист?" (цирк какой-то, просто сюр; было бы реально смешно, если бы не ком в горле) Демитри: "Звоните вашему начальству, будем с ними разбираться". Ильгар звонит начальству. Огромная очередь за нами к стойке №75 пока молчит, но уже раздаются голоса: "Девушка, а эта стойка будет работать?" Светлана: "Пока я не закончу с этими пассажирами, не будет". Ильгар на телефоне с начальством (как позже выяснилось, он разговаривал с главой представительства авиакомпании в Москве неким господином Ягубовым); Демитри Ильгару: "Дайте мне трубку", забирает телефон у Ильгара: "Вы на каком основании отказываетесь регистрировать гражданина России, у которого все в порядке с документами и билетом?" и после паузы, выслушав ответ Ягубова, опять Демитри: "Это же каменный век, беспредел, мы это не оставим так" (и не оставят, сейчас готовят судебный иск). Ильгар куда-то уходит, время идет, я прошу Демитрия (ошибки нет, это имя такое) пойти в зал VIP, чтобы быть с вице-президентом АВТОВАЗа, с которым мы должны были лететь, говорю ему "Дима, не волнуйся за меня, сейчас попробую получить официальный отказ и поеду домой". Дима уходит. Я звоню вице-президенту, получаю "добро" на отбытие домой, да еще и его машину с охраной в придачу (повезло, что они еще не уехали; ну хоть что-то в этот вечер получилось ОК). Жду Ильгара, несколько раз прошу Светлану позвонить ему, наконец он появляется; окончательный вердикт "не регистрировать"; прошу его сделать пометку об этом – это важно понимать: я же не по своей воле отказываюсь от места; но нет, не тут-то было: "Ничего писать не будем", я: "Почему?", Ильгар: "Не будем и всё" -- вот это и есть беспредел. Оно и понятно: разве они могут официально признать, что отказали в перевозке гражданину России, у которого документы, билет в порядке, только потому, что у него армянская фамилия. Как тут не вспомнить знаменитое "бьют не по паспорту, а по морде". Иду в кассу Azerbaijan Airlines, где на бланке моего электронного билета делают пометку "Место снято 27.10.11 22ч.21м. Azerbaijan Airlines J2MOW003 27 OCT 2011"
Cажусь в машину, едем домой; звоню жене, она, выслушав меня: "Ты шутишь? Не может такого быть... С ума сойти", звоню Маме, ее реакция: "Ну ладно, сын, перестань меня разыгрывать... Надо же, как странно, у нас такое?" Стараюсь думать о чем угодно, только не о том, что произошло. Жаль, что я не писатель, очень трудно описать это чувство какой-то гадливости, обиды, ощущение того, что замарался...
И тут звонит Демитри: "Серега, ты не поверишь, я тоже не улетел, меня сняли с рейса – за то, что я резко разговаривал с Ягубовым. Завтра начнем готовить судебные иски и т.д." Думаю: "Резко? Да ты ангелом был с ним, с учетом обстоятельств".
Приезжаю на Октябрьское поле, поднимаюсь к себе на 14 этаж, обнимаю жену, потом оставляю ее спящей и наливаю себе соточку хорошего single malt, выхожу на балкон, любуюсь подсвеченным городом, в котором я прожил уже 52 года. Спасибо тебе, Господи. За все. Хорошо, что я у себя дома.
А теперь, в заключение, два соображения -- специально для человека, который отслеживает письма, появляющиеся на сайте Президента (тешу себя надеждой, что хоть он-то прочитает этот пост, на который я сделаю ссылку):
-- что же получается, "качество" российского паспорта (и, соответственно, и права, которые он обеспечивает) может быть разным, в зависимости от фамилии владельца?
-- думаю, что такими действиями авиакомпания Azerbaijan Airlines только разжигает межнациональную рознь, причем делает она это на территории суверенного многонационального государства – Российской Федерации. Раз уж так популярно у нас (почему-то) сравнивать себя с США, вот и взяли бы оттуда опыт в области национальной политики, суть которого сводится к следующему: многонациональное государство может успешно существовать ТОЛЬКО при условии жесточайшего (только посмотрите на меры наказания, применяемые в США за подобные преступления!) подавления в зародыше любых проявлений дискриминации по национальному или расовому признаку. А ведь такая политика была в свое время и в нашей стране. А что бывает, если от такой политики отступать, и к чему это приводит, мы хорошо знаем по опыту новой истории.Такие дела.Это была преамбула. А теперь будет амбула. Ничего вышепроцЫтированного не было. Никакие перепосты не нужны.
Оригинальный пост закрыт автором. Причин по его словам две:
(1) Слишком много внимания со стороны СМИ к месту егоработы и должности, хотя к сути вопроса это отношения не имеет никакого.
(2) Дискуссия "приняла совершенно неприемлемые формы".
Возникает вопрос: а чего он, собственно хотел, когда запускал волну постов? На что вообще рассчитывают люди, пытающиеся решить свои проблемы с помощью публичного юродства в ЖЖ?
Замечу: я не говорю, что так нельзя решить свои проблемы. Можно.
Но вот можно ли их таким образром решить, не создав при этом новых?
Через ЖЖ - вряд ли
Date: 2011-11-07 02:08 pm (UTC)И с этим уже придётся разбираться МИДу.
Вот-вот...
Date: 2011-11-07 02:19 pm (UTC)Ну да
Date: 2011-11-07 03:18 pm (UTC)Вот-вот...
Date: 2011-11-07 04:18 pm (UTC)Могу себе представить, как во время оно IBM отправила бы к Гитлеру менеджера-еврея вести переговоры о внедрении механизированного документооборота в концлагерях...
Полагаю, что ни Volkswagen AG, ни General Motors никого не ставили бы в партер прежде всего потому, что не допустили бы возникновения подобной ситуации. Оно им нужно?
(чешет репу)
Date: 2011-11-07 04:58 pm (UTC)Деньги важнее.
Насчёт документооборота в концлагерях - чересчур суровый пример. Полагаю, во времена Гитлера импортных евреев с большими профитами никто в Германии не чурался. Немцы - граждане весьма практичные, так что очень даже можно представить, как представитель US Steel вполне себе еврейской наружности и фамилии привозит стомиллионный контракт. Слопали бы и не поморщились. Тот, кто несёт деньги, не подлежит кронциркулю.
Не скажи...
Date: 2011-11-07 05:13 pm (UTC)Что касается иностранного еврея с деньгами и контрактом в нацистской Германии, то, если он только не Рокфеллер, а рядовой менеджер уровня начальника департамента, то его руководство подумало бы, прежде чем его туда послать. Слишком уж нелинейно начинает вести себя ситуация, непредсказуемо... Отправка еврея на переговоры с нацистами -- это месседж само по себе.
Да все хороши
Date: 2011-11-07 06:15 pm (UTC)А вот импортного еврея - топ-менеджера от любой конторы уровня рокфеллеровской или моргановской, - я в нацистской Германии очень даже хорошо представляю. Когда бы речь зашла об ОЧЕНЬ больших деньгах, немцы быстро бы закинули подальше свои арийские заморочки. Тем более, что Штаты и сами в те времена были очень и весьма расистской страной. Вот негра они вряд ли бы послали, это да. Он был бы одинаково раздражающ как для пославшей стороны, так и для принимающей. А еврей... ну, я уже сказал. Просто хватало прецедентов, когда нацисты под давлением обстоятельств забывали, что они арийцы и общались с унтерменшами как с равными, а то и с большим пиететом. Принципы (точнее, их прочность) зависят от объёмов финансирования.
no subject
Date: 2011-11-07 06:47 pm (UTC)Хороший вопрос
Date: 2011-11-07 07:32 pm (UTC)Я так понимаю, что это такой креативный способ борьбы с террористами у азербайджанских спецслужб ;)
Re: Хороший вопрос
Date: 2011-11-07 07:35 pm (UTC)Вряд ли...
Date: 2011-11-07 07:38 pm (UTC)