alkor_alkor: (песец)
[personal profile] alkor_alkor
В продолжение http://users.livejournal.com/alkor_/376871.html:

Уважаемый [livejournal.com profile] kouzdra, отчасти присутствующий среди нас, нашёл очень хорошую цЫтату из Гончарова для ситуации на Фукусиме-1:
Читатель, может быть, возразит на этот совет, что довольно и того, что написано в этой главе, чтобы навсегда отбить охоту к морским путешествиям. Напротив, именно этот рассказ [крушение фрегата "Диана" от цунами в бухте Симоды] и подтверждает мой совет. Как же: в то время, когда от землетрясения падали города и селения, валились скалы, гибли дома и люди на берегу, фрегат всё держался и из пятисот человек погиб один! И после, потеряв корабль, плаватели отделались благополучно, и все добрались домой, и бульшая часть живут и здравствуют доныне.
На настоящий момент цЫтата всё ещё актуальна: пока пол-Японии рушилось в тар-тарары из-за крупнейшего в истории страны землетрясения, из 55-ти энергоблоков АЭС, густо натыканных по её территории, реальные проблемы возникли только на четырёх, причём проблемы не фатальные. Не чернобыльских масштабов.

Что же произошло за время, прошедшее с написания моего предыдущего поста?

Самое интересное происходило на реакторе №2. Проблемы с охлаждением там были те же самые (внешняя ЛЭП перерезана, аварийные дизели отказали через час, аккумуляторов не может хватить надолго), но по не объяснённым японцами внятно причинам к системе охлаждения второго энергоблока Фукусмы-1 удалось таки (в отличие от двух других, взорвавшихся энергоблоков) подключить внешние мобильные дизель-генераторы.

Здесь следует отметить, что в качестве причины неподключения мобильных дизелей к другим реакторам называлось несовпадение разъёмов (!!!). Смешно? Безусловно. Судя по развитию событий на втором энергоблоке, не в разъёмах было дело. Потому что там внешний дизель честно выработал топливо до конца и заглох. Хватило ли бы у японцев в таком раскладе дизтоплива сразу на три реактора? Это вопрос.

Тут позволю себе поспекулировать, благо этим сейчас не занимается только ленивый. Мне не верится ни в несостыковавшиеся разъёмы, ни в невозможность за пару суток кинуть временную ЛЭП извне (или хотя бы от дизелей остановленных энергоблоков второй линии), ни даже в коварное цунами, смывшее три дизеля энергоблоков первой линии в океан. Верится мне в проблемы с электрооборудованием (и электропроводкой в частности), вызванные попаданием морской воды во время цунами (в лучшем случае) или известным раздолбайстивом сотрудников TEPCO (в худшем). Если у них вся система электроснабжения циркуляционных насосов в коротких замыканиях, то происходящее приобретает какой-то смысл. Пусть и не очень приятный.

Но вернёмся к нашим баранам. Когда солярка кончилась, уровень воды в корпусе реактора начал падать, а давление -- подниматься. ТВЭЛы (четырёхметровые стержни с ядерным топливом внутри) начали нагреваться и плавиться.

Почему плохо то, что ТВЭЛ расплавился? По двум причинам. Во-первых, это означает, что стержень мог деформироваться (а в худшем случае -- сплавиться с другими стержнями. Теперь нельзя просто вытянуть его из реактора дистанционно управляемым краном, плюхнуть в контейнер с радиационной защитой и оттарабанить в ХОЯТ (хранилище отработанного ядерного топлива). В горячую пору становления атомной энергетики советские и американские работяги называли это явление "козлом" (термин, позаимствованный у металлургов) и выколачивали из реактора кувалдами (а также выковыривали ломами -- см. "Ядерный завгар" нежно любимого мной Г.Медведева). Есть ненулевой шанс, что нечто подобное потребуется и здесь: хатимаки на лоб, чашечку саке на посошок, кувалду в зубы -- и в реактор (и хорошо бы, чтобы этим занимались ответственные за систему охлаждения и подготовку реакторов к ЧС, а не посторонние люди; но так не бывает)

Во-вторых -- что в данный момент более важно -- разрушение ТВЭЛов означает, что оболочка больше не препятствует попаданию ядерного топлива (и радиоактивного, и токсичного -- коктейль там жуткий) в теплоноситель с перспективой выхода наружу. Это уже не выбросы радиоактивных благородных газов, тут всё может быть серьёзно.

Итак, ТВЭЛы начали обнажаться, японские товарищи проявили очередные чудеса трудового героизма. И тут, когда ТВЭЛы уже погрузились в воду наполовину, отказали четыре из пяти насосов. По-видимому, повреждённые при взрыве на соседнем третьем энергоблоке. Вода пошла вниз, давление пошло вверх... Чтобы последний живой насос смог в-одиночку закачивать воду, избыточное давление требовалось стравить в атмосферу, но соответствующий клапан не был открыт -- и несколько часов вода не подавалась, а ТВЭЛы радостно плавились.

Японские рабочие тем временем, кстати, снимали со здания энергоблока внешнюю листовую обшивку -- чтобы не дать водороду под ней скопиться и взорваться (как у соседей). Это помогло: водород скопился и взорвался совсем в другом месте. Или не водород. В любом случае, в бассейне-барботере энергоблока №2 произошёл взрыв.

Что такое барботер? В кипящем реакторе типа РБМК или BWR вода испаряется (есть ещё реакторы, в которых за счёт большего давления внутри вода перегревается без испарения). Пар идёт на турбины, которые вращаются и генерируют электроэнергию -- так написано в школьном учебнике физики. Но куда идёт избыток пара (а также пар с турбин)? В бассейн-барботер, расположенный у основания реактора и/или под ним. Там он возвращается в жидкое состояние и сможет быть повторно использован системой охлаждения реактора.

Итак, ранним утром 15 марта 2011 года во втором энергоблоке АЭС Фукусима-1 раздался взрыв. Взрывом был повреждён барботер. Сразу пошли утечки, вырос фон. Весь персонал станции кроме жизненно необходимого для выживания (50 человек) был эвакуирован. Фон скакнул вверх: сведения о его точном уровне противоречивы, но ясно, что речь идёт о величинах порядка 1 Р/час.

Тем временем (через три с половиной часа после взрыва) начался пожар на четвёртом энергоблоке, захвативший его ХОЯТ. Пожар тушили два часа, фон рос (достигнув десятков рентген в час -- это ОЧЕНЬ много), ещё часть персонала была эвакуирована. Причиной пожара послужил, по-видимому, взрыв водорода -- Фукусиме-1 с ним определённо не везёт.

Таким образом, четыре из шести реакторов АЭС Фукусима-1 потеряны (из них минимум три -- безвозвратно); оставшиеся два никто, полагаю, запускать не собирается. Компания (TEPCO) уже вывесила на сайте информацию о запланированных на неделю веерных отключениях потребителей: http://www.tepco.co.jp/en/press/corp-com/release/11031406-e.html. 30-километровая зона АЭС закрыта для полёта. Тем, кто из неё ещё не эвакуирован, рекомендовано сидеть дома, хорошенько загерметизировав все щели и не проветривая помещение. Новых утечек пока нет -- и то хорошо. Хватит того, что в Токио фон уже подскакивал до 80 мкР/ч... Зато можно надеяться, что хотя бы на этом ситуация стабилизируется. И радоваться тому, что всё это происходит только на одной АЭС.

PS: После ЧАЭС появилась привычка давать все дозы и уровни радиации в рентгенах. На самом деле, это неправильно, а единиц измерения там много, и все разные. Чтобы не путаться в них, рекомендую воспользоваться следующим разъяснением: http://progenes.livejournal.com/120936.html

UPD: В комментариях к предыдущему посту уважаемый [livejournal.com profile] doktoraikasap подкинул пессимистичный сценарий развития событий, доложенный Путину: http://premier.gov.ru/events/news/14457/ (там же -- информация о том, что японцы не принимают наших ядерщиков, самолёт завис в Хабаровске).

UPD2: Уважаемый [livejournal.com profile] pulman любезно дал ссылку на фактические данные и прогнозх распространения радиоактивного заражения от Фукусимы-1: http://www.zamg.ac.at/aktuell/index.php?seite=1&artikel=ZAMG_2011-03-15GMT08:26 (не владеющие немецким френды могут просто промотать страницу вниз до конца). Радиоактивный пар уходит в свисток (то есть, в Тихий океан) и рассеивается, не зацепив ни Штаты, ни наш Дальний Восток, ни кого-то ещё; даже с японских островов его сдувает почти сразу. Кстати,чтобы два раза не вставать -- вот живое видео счётчика Гейгера из Токио, не несущее ценной смысловой информации:


UPD3: Энергоблоки №№1-4 АЭС Фукусима-1 на сегодняшнее утро (кликабельно):
http://www.digitalglobe.com/downloads/featured_images/japan_earthquaketsu_fukushima_daiichi2_march16_2011_dg.jpg
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
4 раза подряд - это уже не везение, а закономерность.

Дык...

Date: 2011-03-15 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
... а чему там ещё взрываться?

Date: 2011-03-15 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] talsy.livejournal.com
Новое сообщение от Киодо-ньюс по состоянию реакторов на Фукушима-1

Fukushima No. 1

-- Reactor No. 1 - Cooling failure, partial melting of core, vapor vented, hydrogen explosion, seawater pumped in.

-- Reactor No. 2 - Cooling failure, seawater pumped in, fuel rods fully exposed temporarily, vapor vented, damage to containment system, potential meltdown feared.

-- Reactor No. 3 - Cooling failure, partial melting of core feared, vapor vented, seawater pumped in, hydrogen explosion, high-level radiation measured nearby.

-- Reactor No. 4 - Under maintenance when quake struck, fire caused possibly by hydrogen explosion at pool holding spent fuel rods, pool water level feared receding.

-- Reactor No. 5 - Under maintenance when quake struck, temperature slightly rising at spent fuel pool.

-- Reactor No. 6 - Under maintenance when quake struck, temperature slightly rising at spent fuel pool.

Угумс

Date: 2011-03-15 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Пока, к счастью, ничего нового. В комментариях к предыдущему посту мне подкинули пессимистичный сценарий, доложенный Путину: http://premier.gov.ru/events/news/14457/ -- сейчас закину его в апдейт к посту. Но даже так -- не Чернобыль.

Re: Угумс

Date: 2011-03-15 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] talsy.livejournal.com
Кириенко говорит:
Теперь второй блок. На втором блоке ситуация оказалась хуже. На втором блоке им не удалось удержать подпитку водой корпус ректора. У них заклинил клапан, через который они прокачивали. Они просто пожарными машинами, поскольку электроэнергии у них нет, закачивали воду. Заклинило этот клапан – они не смогли это устранить. В результате этого у них вода в корпусе реактора исчезла совсем. Произошло расплавление активной зоны. По нашему пониманию, активная зона проплавила…

В.В.Путин: Прожгла.

С.В.Кириенко: …прожгла корпус реактора. Это то, что мы докладывали Вам вчера вечером. У них вода исчезла к вечеру. В общем, счёт шёл на часы: 3-5 часов должно было проплавить корпус ректора. Это произошло сегодня ночью. Мы понимаем, что если такую же картинку нарисовать про второй блок, то это будет вот такая ситуация на сегодняшний день. Расплав активной зоны прошёл корпус реактора и, собственно, вышел из корпуса реактора и находится в защитном контайменте. Здесь, будь то железобетонные конструкции, которые он не прошёл… Но здесь сегодня есть один из вопросов угрозы, потому что если он будет проплавлять железобетон, то возникнут риски прохождения этого дальше, в землю.

Re: Угумс

Date: 2011-03-15 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] talsy.livejournal.com
Китайский синдром, однако!

Почти

Date: 2011-03-15 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Реактор -- такая себе матрёшка. Корпус находится в конфайнменте, конфайнмент -- в здании... Само по себе попадание расплавившейся активной зоны в конфайнмент несмертельно, пока конфайнмент герметичен (а он герметичен, раз внутри наблюдается избыточное давление).

Тут важно не забывать, что жанр "заседание у Путина" -- это что-то типа античного спектакля (не хватает только хора, олицетворяющего Неумолимый Рок). По процитированному фрагменту видно, что Путин и Кириенко обсуждают картинку на мониторе. Визуализацию компьютерной модели худшего варианта развития событий (поэтому и ТВЭЛы "плавятся и стекают, как пластилин", и всё остальное).

Вопрос в том, насколько картинка построена по фактам, и насколько по домыслам. И ответ на этот вопрос дадут данные по изотопному составу загрязнения вокруг Фукусимы-1 (если есть контакт пара с активной зоной, то там будет довольно характерный и нехороший букет, как в Чернобыле); ну а то, чо избыточное давление сохраняется, и его продолжают понемногу стравливать в атмосферу, гарантирует, что что-то для анализа мировая общественность там точно получит.

2-й блок

Date: 2011-03-16 11:42 pm (UTC)
From: [identity profile] alegori.livejournal.com
Все Вы правильно говорите. Только вот с поступающей информацией фигня какая-то приключается. В одном из первых сообщений NHK о взрыве на 2-м блоке проскользнуло, что давление в барботере - атмосфера. Я даже позволил себе домыслить, что именно так и установили, что с ним фигня случилась. Но если в suppression pool атмосфера, то и в конфайнменте сами понимаете. С другой стороны, японцы говорили, что конфайнмент цел и невредим... Вот и поди их разбери, японцев этих.

Журналисты торопятся...

Date: 2011-03-17 12:09 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
... в одиночном сообщении могли и напутать что-то (ну там назвать не давление в барботере, а превышение давления в барботере над чем-то ещё).

А ссылка есть? Интересно покопаться...

Re: Журналисты торопятся...

Date: 2011-03-17 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] alegori.livejournal.com
Очень может быть, очень может быть. Не смог отыскать этой сводки снова. Я бы мог подумать, что мне показалось, но ведь на форумах и в блогах это обсуждают. Значит, не одному мне показалось: http://www.rockclimbing.com/cgi-bin/forum/gforum.cgi?post=2475416;
Народ говорит, что информация об атмосферном давлении в барботере на 2-м блоке появлялась в ленте NEI... И это не единственное, почему я подозреваю, что поступающая по официальным каналам информация не заслуживает доверия, по крайней мере, с утра 15-го числа.

Спасибо

Date: 2011-03-17 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Судя по всему, информация в ленте NEI действительно появлялась (со ссылкой на японское JAEA, на сайте которого вообще нет никаких мартовских пресс-релизов), а потом исчезла. Из чего следует или то, что информация не подтвердилась, или целый букет конспирологических теорий.

Мне сдаётся, что, если бы целостность реактора была нарушена, то это бы уже зафиксировали по составу выбросов. То, что информация неполна, очевидно, но пока, вроде бы, ничего не давалось вразрез с доступным независимому внешнему наблюдению (взрывами, возгораниями, характером задымления и характеристиками выбросов).

Date: 2011-03-15 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] nictrace.livejournal.com
без 15 полночь снова возгорание:
http://top.rbc.ru/special/japan/16/03/2011/559817.shtml

Дык...

Date: 2011-03-16 04:32 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Не дотушили. Премьер же не зря орёт на корпов и требует вернуть персонал на станцию. Если я правильно понимаю, как у них здание устроено, то тлеть там есть чему...

Кстати, в ХОЯТ последних двух уцелевших блоков тоже есть какие-то локальные проблемы с охлаждением (что неудивительно, если внешнее питание на охлаждение всё ещё не завели). Хорошо хоть, что реакторы на всей вторйо линии заглушены...

Re: Дык...

Date: 2011-03-16 04:43 am (UTC)
From: [identity profile] nictrace.livejournal.com
что им мешает запустить любой уцелевший? будет энергии хоть жопой ешь...

То и мешает...

Date: 2011-03-16 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
... что для запуска реактора тоже нужна электроэнергия. И немало. Насосы, разогрев теплоносителя... Замкнутый круг.

Плюс правительственные инспекторы, которые сейчас сидят на станции и психуют.

Плюс сияющая (во всех смыслах) перспектива потом аварийно глушить ещё один энергоблок (с последующим взрывом).

Плюс элементарное: радиационный фон, из-за которого персонал эвакуировали. Он же никуда с промплощадки не делся...

Re: То и мешает...

Date: 2011-03-16 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] nictrace.livejournal.com
тогда могли бы согнать пожарные суда и качать воду прямо из моря...

Они и качают...

Date: 2011-03-16 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Закачать воду -- не проблема. Проблема -- подать её под давлением в реактор или в бассейн ХОЯТ. Для этого и нужно штатное оборудование станции.

Вот если бы с реакторов крышки посрывало, как на ЧАЭС -- тогда да, можно было бы воду просто сверху заливать 0;)

Да и, кстати, нехорошая это вещь -- морская вода. Цирконий оболочек ТВЭЛов будет с ней в реакции вступать. Я уже не говорю о том, что внутри.
From: [identity profile] nictrace.livejournal.com
если вдруг со стержней накапает..?

Да пусть капает...

Date: 2011-03-16 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Ты же у меня фотографии из подземелий ЧАЭС видел? "Слоновья нога" и прочее. Расплавилось, стекло в поддвалы, реагирует внутри себя. И ничего...

ТВЭЛы -- особенно ТВЭЛы отработанные -- не просто так горячие. В них реакция идёт. И долго будет ещё идти. Но чтобы она пошла активнее, их надо не сплавлять вместе, а разделять замедлителем. Иначе большая часть нейтронов уходит "в молоко" и самоподдерживающаяся цепная реакция не получается.

Ну а состав топлива (оно там малообогащённое) более-менее гарантирует от того, чтобы в достаточно большом количестве сплавленных вместе ТВЭЛов реакция таки стала самоподдерживающейся (тем паче, что для этого массы мало -- нужна удачная конфигурация).

Profile

alkor_alkor: (Default)
alkor_alkor

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 26th, 2026 07:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios