alkor_alkor: (баян)
[personal profile] alkor_alkor
В продолжение http://users.livejournal.com/alkor_/373089.html:

Всякий новостной сюжет в наше время образуется на стыке трёх тенденций:

(1) Современный мир -- мир медийный, и факт в нём становится фактом только тогда, когда его подкрепили картинкой (в широком смысле слова).

(2) Современный мир -- мир догматизированный, и факт, сообщаемый СМИ, становится заслуживающим доверия только тогда, когда он вписывается в априорную картину мира.

(3) Современный мир -- мир социальных сетей, и в нём можно брать "информацию" из Твиттера или ЖЖ и делать вид, что это -- "факты".

Можно уже уверено сказать, что "новости" из Ливии "не получились" по первому из вышеизложенных критериев: нет картинки. Нет той ливийской оппозиционной девочки с котёнком на руках, которая убегает из разрушаемой правительственными наёмниками деревни. СМИ радостно отрисовали стандартный медиа-сюжет: оппозиция, мирные демонстрации, истерика официальных властей, кровавые разгоны мирных демонстраций, армия переходит на сторону "народа"... Увы и ах: под "ливийскую революцию" СМИ не нашли самого главного -- картинки.

Оппозиция якобы победила на большей части территории Ливии, контролирует там всё и не то подбирается к Триполи, не то уже захватила столицу. Где картинка мирной жизни на освобождённых территориях? Нету.

Двое пилотов ливийских ВВС перелетели на Мальту, не желая бомбить народ, и один из них попросил даже политического убежища. Где картинка? Нет картинки. Как зовут пилотов ливийских "Миражей"? Никак не зовут. Полковники они оба -- не то братья, не то однофамильцы.

Правительственные войска массово перебегают на сторону оппозиции, и Каддафи приходится вместо дезертиров использовать наёмных карателей. Где картинка? Нет картинки. Краденый со склада "калаш" -- это не "армия с народом". Покажите нам ливийского генерала, отказавшегося воевать с народом. Что, нету генерала? А кто есть? Полковник? Да что они все, сговорились, что ли?..

Но шут с ними, с ливийскими полковниками. СМИ продолжают радовать: недоперебежавшие правительтвенные войска и наёмники кроваво подавляют мирные выступления, расстреливая с земли и бомбардируя с воздуха. Картинка? Нету. Ни гор трупов во рвах, ни детской куклы, трогательно откатившейся в сторону от расстрелянной демонстрации, ни разрушенного авианалётом жилого дома или детского сада...

И так далее, и тому подобное. Пару дней так можно прожить, всему на свете веря. Больше -- сложно. Тем паче, что наученные горьким иракским опытом американские и НАТОвские военные на прямые вопросы честно подтверждают: "Косвенными методами информация не подтверждается, нашим единственным доступным источником являются СМИ." Цирк, да и только.

Кому же и зачем нужен весь этот цирк?

Первая версия, которая пробежала (и согрела сердца американофобов): НАТО готовит вторжениие, а Штатам потребовалась очередная маленькая победоносная война? Возможно это? Да, возможно (вспомним Сербию или Ирак). Но -- маловероятно: Штаты ещё одну войну не потянут, а персонально Барака Хуссейновича Обаму она зароет.

Вторая (и уже более правдоподобная) версия -- ливийская заварушка нужна "Аль-Каеде", готовящей себе таким образом новую операционную базу. Правдоподобно? Более чем -- аль-каедски е джихадисты мелькают в Бенгази и окрестностях, аль-каедская "Аль-Джазира" служит основным каналом поставки дезы в западные СМИ... Всё так, но: непонятно, с какой стати Запад массово поддержал антизападную "Аль-Каеду".

И вот тут всплывает третья версия. Сугубо экономическая. Вопреки сексуальным фантазиям доморощенных псевдолибералов, Ливия -- страна отнюдь не нищая. Её валютные резервы, хранящиеся в зарубежных банках, измеряются астрономическими числами. Сейчас все эти деньги (именно что все, а не только "находящиеся на личных счетах Каддафи и его окружения") заморожены, а западные банки крутят их у себя в "лучших" традициях России начала девяностых. Возможность позаимствовать на время у "лоха" деньги, а потом, может быть, даже вернуть, но оставив себе при этом "честно заработанный" процент -- серьёзный соблазн и для бандюка средней руки, и для подкоршенной кризисом западной экономики.

Очевидным дополнением к "крутильной" схеме является и спекулятивный рост цен на нефть, который не имеет под собой объективных оснований.

Каковы перспективы происходящего для Ливии? Очевидно, они не внушают оптимизма. Западу выгоднее всего крутить деньги как можно больше, а для этого ни законная власть, ни бандиты не должны уверено побеждать. Нужна дестабилизация, кризис, неустойчивое равновесие. Всё это обеспечивают подачки (деньгами, не оружием) "оппозиции", информационная поддержка извне и поползновения закрыть небо для ливийских ВВС. Судя по всему, "оппозиция" уже чувствует, давясь галстуком, что её тоже подставили, и на более серьёзную помощь рассчитывать не приходится. Ещё месяц-два -- и ситуация в Ливии стабилизируется. А там и деньги ворованные вернут, и ООН перед Каддафи извинится.

Обычная история.

UPD: Видеоролик по теме (ливийцы празднуют):


UPD2: http://bohn.ru/news/livija_nebolshoe_fotorassledovanie/2011-03-09-214

Date: 2011-03-09 08:56 am (UTC)
vladimir000: (Default)
From: [personal profile] vladimir000
Точностью до наоборот: из-за особенностей рынка нефти выгода от контроля за ливийскими поставками на порядок превосходит весь их стабфонд. Так что реально кляка между американцами + англичанами и континентальной европой.

Не вполне соглашусь...

Date: 2011-03-09 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Ну не "наооборот", в общем-то. Проблема с ливийской нефтью принципальна для её основных европейских потребителей (Италия и, в меньшей степени, Германия, Франция и Испания). Вопрос в том, сравнимы ли потери от временного сокращения/прекращения поставок ливийской нефти с выгодами от прокрутки денег на счетах с учётом имеющихся оперативных резервов.

Я бы сказал, что в течение ближайших месяца-двух нефтяная составляющая вторична. Если кризис проблится больше -- надо будет смотреть. В конце концов, за пару месяцев и без реальных преспектив изменений к лучшему можно переоборудовать нефтеперерабатыающие заводы на потребление той же саудовской нефти.

Re: Не вполне соглашусь...

Date: 2011-03-09 09:25 am (UTC)
vladimir000: (Default)
From: [personal profile] vladimir000
> Проблема с ливийской нефтью принципальна для её основных европейских потребителей

В том-то и дело что нет. Нефтяной рынок действительно всемирный, причем с кучей всяких производных и дополнительных инструментов.

> Я бы сказал, что в течение ближайших месяца-двух нефтяная составляющая вторична.

Хвост виляет собакой, а финансы - экономикой уже кабы не 5 последних лет...

> В конце концов, за пару месяцев и без реальных преспектив изменений к лучшему можно переоборудовать нефтеперерабатыающие заводы на потребление той же саудовской нефти.

С этим, действительно, особых проблем нет. А вот вопрос кто будет решать, соблюдать ли ОПЕКовские договора и если да, то насколько точно, и в какой момент соблюдать а когда рыбу заворачивать - это вопрос на многие десятки миллиардов нерублей.
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Проблема с ливийской нефтью принципальна для её основных европейских потребителей

В том-то и дело что нет. Нефтяной рынок действительно всемирный, причем с кучей всяких производных и дополнительных инструментов.


Насколько я могу судить, реальная проблема связана с тем, что определённые нефтеперерабатывающие производства строятся под определённые типы нефти, и то, что было построено под ливийскую нефть, сейчас имеет перспективы простаивать, если не изыщет резервы альтернативный источник -- Нигерия, каспийский регион. При этом реально резервы есть у Саудовской Аравии (и саудовцы, кстати, как раз за внутриОПЕКовскую компенсацию ливийских недопоставок) -- но у неё "неправильная" нефть. Ну и идут качели.

Я бы сказал, что в течение ближайших месяца-двух нефтяная составляющая вторична.

Хвост виляет собакой, а финансы - экономикой уже кабы не 5 последних лет...


О чём я, собственно, и говорю, вроде бы.

В конце концов, за пару месяцев и без реальных преспектив изменений к лучшему можно переоборудовать нефтеперерабатыающие заводы на потребление той же саудовской нефти.

С этим, действительно, особых проблем нет. А вот вопрос кто будет решать, соблюдать ли ОПЕКовские договора и если да, то насколько точно, и в какой момент соблюдать а когда рыбу заворачивать - это вопрос на многие десятки миллиардов нерублей.


Дык, а невидимая рука рынка на что? И в чём смысл существования ОПЕКа, если не в разруливании таких вот ситуаций к вящей выгоде участников?
vladimir000: (Default)
From: [personal profile] vladimir000
> Насколько я могу судить, реальная проблема связана с тем, что определённые нефтеперерабатывающие производства строятся под определённые типы нефти

Вроде бы, из региона в регион нельзя менять (западно-сибрскую венесуэльской, например). А внутри региона разница невелика. Но могу ошибаться.

> И в чём смысл существования ОПЕКа, если не в разруливании таких вот ситуаций к вящей выгоде участников?

Ну вот и вопрос - в чем именно будет понимать свою выгоду, допустим, новое руководство Ливии? Например:

Сорвать побольше денег пока нефть дорогая, а потом пусть хоть пять лет цены на нуле будут

Долгосрочная стабильная прибыль, пусть не такая бешеная как прямо сейчас

Выполнить просьбу друзей, помогших молодой республике в трудную минуту

Ну и так далее.

А что такое Ливия?

Date: 2011-03-09 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Ливия даёт ничтожно малую часть общемировой нефтедобычи -- 1,8% (5% общей квоты ОПЕК). Ценность Ливии -- удачное географическое положение и хорошая лёгкая нефть -- Es Sider.

Вообще, сорта нефти отражают её состав -- содержание серы, примеси и так далее. Если оборудование работает с ливийской Es Sider, то оно будет работать и с нигерийской Bonny Light; а вот, допустим, российская Urals его быстро угробит своими серой и тяжёлыми углеводородами.

Прямо сейчас итальянские, допустим, НПЗ не могут закупить нигерийскую нефть -- её просто нет. Но они могут её законтрактовать на будущее.

Date: 2011-03-09 09:09 am (UTC)
e_mir: (Default)
From: [personal profile] e_mir
С другой стороны - нету мирной картинки и сьемок толп демонстраций, гневно дающих отпор наймитам кровавого Запада. Так что - я бы не поставил на ваш сценарий, уж больно натяжек много.

Не совсем так

Date: 2011-03-09 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Был сюжет "жители Триполи празднуют восстановление контроля над временно захваченными оппозицией городами". Пятнадцать минут народного ликования с лозунгами на арабском и стрельбой в воздух. Могу поискать. Понятно, что "Аль-Джазира" ничего такого не транслирует, почему-то 0;)

"Наймитами кровавого Запада" я бы джихадистов "Аль-Каеды" никак не назвал -- разве что если иметь в виду запад Ливии. Да и то, какие они "наймиты"?

Наши, приезжающие из Ливии, описывают стандартный киргизский сценарий: молодёжь делает "типа революцию", чтобы немного пограбить. Шайка вандалов и грабителей, природно не склонных к смертоубийсву, не тянет на "кровавых наймитов", а для отпора им достаточно полиции и армии -- и, насколько можно судить, основная проблема как раз в том, что центральная власть предпочитает не кроваво подавлять, а договариваться и раздавать деньги. Избаловал Каддафи народ в социальной сфере -- хай теперь сам и разбирается 0;)

Profile

alkor_alkor: (Default)
alkor_alkor

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 07:43 am
Powered by Dreamwidth Studios