Кинологическое: Krakatoa, The Last Days
Sep. 13th, 2010 02:57 pmПо любезной наводке уважаемого
gunter_spb я посмотрел очередной "катастрофический" фильм корпорации "Би-Би-Си", посвящённый на сей раз извержению вулкана Кракатау (Индонезия) в 1883 году:

О чём, собственно, идёт речь? На Малайском архипелаге в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра жил-был (и сейчас, кстати, продолжает жить-быть) вулкан. Он постоянно копит силы и регулярно взрывается. То есть, извергается. Извержением 535-го года он вызвал образование Зондского пролива и глобальные климатические изменения (что прослеживается по годовым кольцам на деревьях). Это был не первый раз, когда он извергся. И не последний. Наиболее известным извержением было извержение 1883-го года, каковое по счастию произошло в исторический период и на глазах многих свидетелей, оставивших письменные документы. По этим документам, без крупицы отсебятины, и был снят великолепный фильм.

Что же произошло в 1883-м году? Сначала вулкан просто извергался, как то и положено вулканам. Потом же произошло то, что великолепно описал Жюль Верн в финале "Таинственного острова": вода проникла во внутреннюю полость вулкана и соприкоснулась с раскалённой магмой. Произошёл взрыв. Точнее -- ВЗРЫВ.
Магма и скальные породы взлетали в атмосферу на высоту до 55 км (что обеспечило их разлёт на местности в радиусе до пятисот километров). Газы и пепел поднялись выше -- до 70 км -- и болтались там годами, влияя на климат и вызывая интенсивную окраску зорь:

Общиё объём извергнутого материала составил 18 кубических километров (!). Сила взрыва -- порядка четырёх гигатонн тротилового эквивалента (т.е. 200 тысяч "хиросим"). Грохот взрыва был отчетливо слышен на расстоянии до 4 тысяч километров, причём н побережье Суматры и Явы уровень шума превосходил 180 децибел (это ОЧЕНЬ громко). Воздушная взрывная волна обошла земшар несколько раз (от семи до одиннадцати по разным оценкам), причём в первый раз выкосила тропические леса на побережье Зондского пролива (Тунгусский метеорит отдыхает) и посрывала двери домов в Джакарте (150 км от места взрыва).
Поработали и другие поражающие факторы вулканического извержения. Финальное цунами имело высоту порядка сорока метров и (пусть и сильно ослабленое) дошло до Гавайев и Калифорнии. За цунами же следовали пирокластические (так, вроде?) газы -- та ещё гадость, покруче ядерной войны. Взрыв со всеми его поражающми факторами стал причиной смерти приблизительно 36 тысяч человек -- при тамошней плотности населения (острова же) цифры более чем впечатляющие; порядка трёхсот городов и селений были уничтожены полностью. Судоходство в регионе было парализовано на несколько дней -- низкой видимостью и плавающей по поверхности океана вулканической пемзой. Весь мир наслаждался роскошными закатами (см. выше), Солнце и Луна обзавелись гало (примерно как во время последних российских пожаров, как я понимаю) и иногда по приколу меняли цвет на синий или зелёный.
Но всё это -- цифры. Причём цифры эти стали известны только позднее. А вот как воспринимали катастрофу очевидцы? Получив ответ на этот вопрос мы можем узнать и ещё одно: как сами мы воспримем подобную катастрофу, когда она произойдёт.
Фильм, который я вот так ненавязчиво рекламирую -- не про вулканы и катастрофы. Фильм этот -- про людей, тем и ценен. Настоятельно советую смотреть его в хорошем качестве с законно приобретённого лицензионного диска или с сайта достойных и бескорыстных людей, не причиняющих вреда правообладателям; впрочем, ниже я попробую выложить несколько роликов в высоком разрешении, чтобы вы могли оценить отдельные моменты:
PS: Не могу не прорекламировать ещё одно место: официальный сайт фильма. Можете рассматривать это в качестве "допов" к роликам и/или торренту. Загяните обязательно -- сайт того стоит (эти ребята вообще умеют делать сайты фильмов): http://dsc.discovery.com/convergence/krakatoa/krakatoa.html.
UPD: Один из тредов дискуссии по этому посту плавно перепоз в ЖЖ уважаемого
alfare: http://alfare.livejournal.com/208864.html. Рекомендую!

О чём, собственно, идёт речь? На Малайском архипелаге в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра жил-был (и сейчас, кстати, продолжает жить-быть) вулкан. Он постоянно копит силы и регулярно взрывается. То есть, извергается. Извержением 535-го года он вызвал образование Зондского пролива и глобальные климатические изменения (что прослеживается по годовым кольцам на деревьях). Это был не первый раз, когда он извергся. И не последний. Наиболее известным извержением было извержение 1883-го года, каковое по счастию произошло в исторический период и на глазах многих свидетелей, оставивших письменные документы. По этим документам, без крупицы отсебятины, и был снят великолепный фильм.
Что же произошло в 1883-м году? Сначала вулкан просто извергался, как то и положено вулканам. Потом же произошло то, что великолепно описал Жюль Верн в финале "Таинственного острова": вода проникла во внутреннюю полость вулкана и соприкоснулась с раскалённой магмой. Произошёл взрыв. Точнее -- ВЗРЫВ.
Магма и скальные породы взлетали в атмосферу на высоту до 55 км (что обеспечило их разлёт на местности в радиусе до пятисот километров). Газы и пепел поднялись выше -- до 70 км -- и болтались там годами, влияя на климат и вызывая интенсивную окраску зорь:
Общиё объём извергнутого материала составил 18 кубических километров (!). Сила взрыва -- порядка четырёх гигатонн тротилового эквивалента (т.е. 200 тысяч "хиросим"). Грохот взрыва был отчетливо слышен на расстоянии до 4 тысяч километров, причём н побережье Суматры и Явы уровень шума превосходил 180 децибел (это ОЧЕНЬ громко). Воздушная взрывная волна обошла земшар несколько раз (от семи до одиннадцати по разным оценкам), причём в первый раз выкосила тропические леса на побережье Зондского пролива (Тунгусский метеорит отдыхает) и посрывала двери домов в Джакарте (150 км от места взрыва).
Поработали и другие поражающие факторы вулканического извержения. Финальное цунами имело высоту порядка сорока метров и (пусть и сильно ослабленое) дошло до Гавайев и Калифорнии. За цунами же следовали пирокластические (так, вроде?) газы -- та ещё гадость, покруче ядерной войны. Взрыв со всеми его поражающми факторами стал причиной смерти приблизительно 36 тысяч человек -- при тамошней плотности населения (острова же) цифры более чем впечатляющие; порядка трёхсот городов и селений были уничтожены полностью. Судоходство в регионе было парализовано на несколько дней -- низкой видимостью и плавающей по поверхности океана вулканической пемзой. Весь мир наслаждался роскошными закатами (см. выше), Солнце и Луна обзавелись гало (примерно как во время последних российских пожаров, как я понимаю) и иногда по приколу меняли цвет на синий или зелёный.
Но всё это -- цифры. Причём цифры эти стали известны только позднее. А вот как воспринимали катастрофу очевидцы? Получив ответ на этот вопрос мы можем узнать и ещё одно: как сами мы воспримем подобную катастрофу, когда она произойдёт.
Фильм, который я вот так ненавязчиво рекламирую -- не про вулканы и катастрофы. Фильм этот -- про людей, тем и ценен. Настоятельно советую смотреть его в хорошем качестве с законно приобретённого лицензионного диска или с сайта достойных и бескорыстных людей, не причиняющих вреда правообладателям; впрочем, ниже я попробую выложить несколько роликов в высоком разрешении, чтобы вы могли оценить отдельные моменты:
PS: Не могу не прорекламировать ещё одно место: официальный сайт фильма. Можете рассматривать это в качестве "допов" к роликам и/или торренту. Загяните обязательно -- сайт того стоит (эти ребята вообще умеют делать сайты фильмов): http://dsc.discovery.com/convergence/krakatoa/krakatoa.html.
UPD: Один из тредов дискуссии по этому посту плавно перепоз в ЖЖ уважаемого
no subject
Date: 2010-09-13 12:31 pm (UTC)т.е., первые минут пять снимаем, как обычная семья завтракает, потом катастрофа, и экран становится черным. Можно с озвучкой - периодические вопли ААА, ближе к концу сливающиеся в хор, что символизирует заканчивание замной атмосферы и похолодание.
Ну или как-то так.
no subject
Date: 2010-09-13 01:54 pm (UTC)Впрочем, Солнце скорее всего взорвётся, и тогда финал будет таким: семья завтракает, глядя на весело светящее солнышко... а оно тем временем становится всё ярче, всё ярче - и резко вспыхивает. Экран на секунду становится ослепительно белым (с лёгкими тенями от испаряющихся героев), потом чернеет...
no subject
Date: 2010-09-13 02:18 pm (UTC)А почему экран-то чернеет?
Date: 2010-09-13 05:33 pm (UTC)И: если Солнце не взорвётся мгновенно, а "будет становиться всё ярче", то герои будут не сидеть и смотреть на солнышко, а скоропостижно сканчиватсья от лучевой болезни.
ИМХО.
Re: А почему экран-то чернеет?
Date: 2010-09-13 05:40 pm (UTC)ИМХО совсем не так
Date: 2010-09-13 05:31 pm (UTC)Потом начинается банальное выживалово. Земля постепенно остывает (довольно медленно). Атмосфера остаётся на своём месте. Регенерация кислорода существенно замедляется (фотосинтез не идёт). Уцелевшие и новообразовавшиеся правительства в спешном порядке делят граждан на людей первого и второго сорта, после чего стараются избавиться от вторых. В принципе, при нынешнем технологическом уровне часть человечества вполне сможет выживать и без Солнца (а потом, как только выйдет из пике выживания -- даже не выживать, а жить); но часть это будет весьма незначительная, и всё остальное человечество потребуется срочно зачищать.
Re: ИМХО совсем не так
Date: 2010-09-13 06:18 pm (UTC)Думаю, проблема кислорода не актуальна - раньше наступит пищевая катастрофа. Стоимость производства пищи будет таковой, что выживут очень немногие, а когда количество людей сократится до некоторого минимума, окажется невозможно поддерживать процессы добычи нефти, угля и инфраструктуры АЭС - как следствие, производить пищу станет ещё труднее, и наступит коллапс.
Временные масштабы процесса решают всё
Date: 2010-09-14 05:54 am (UTC)Хороший вопрос. Считать надо, причём сейчас мне для этого просто не хватает данных. Модели, по которым обсчитывают ядерные/вулканические зимы и глобальное потепление, здесь просто не годятся, поскольку предполагают наличие у Земли теплового баланса -- а баланса-то как раз и не будет во время остывания.
Я даже не могу уверено сказать, что в итоге остывание остановится на тех 90 кельвинах, которые мы наблюдаем на обратной стороне Меркурия -- хотя скорее всего где-то там процесс и остановится. Но вот через какое время?
Думаю, проблема кислорода не актуальна - раньше наступит пищевая катастрофа. Стоимость производства пищи будет таковой, что выживут очень немногие, а когда количество людей сократится до некоторого минимума, окажется невозможно поддерживать процессы добычи нефти, угля и инфраструктуры АЭС - как следствие, производить пищу станет ещё труднее, и наступит коллапс.
В распоряжении человечества постоянно имеются достаточно большие стратегические и оперативные запасы продуктов питания. В обычных условиях они где-то хранятся и как-то распределяются. В необычных -- будут проедаться. При этом большая часть населения Земли не сможет получить доступа к основным запасам пищи и, выев подножный корм и друг друга, вымрет от голода; это значительное изменение числа едоков позволит растянуть запасы.
Проблемы с регенерацией кислорода, таким образом, действительно нет. Всё упирается во временные масштабы катаклизма: если через месяц-другой атмосфера перейдёт в жидкую и твёрдую базу, то человечество обречено. Если остывание будет протекать на порядок медленнее --есть шанс.
Но в конце концов всё равно все умрут.
Re: Временные масштабы процесса решают всё
Date: 2010-09-14 02:22 pm (UTC)Я чуть позже подумал, что многие звери и рыбы замёрзнут, не успев разложиться, и тоже могут быть использованы довольно долго для небольшого количества выживших. Вот только добывать их будет непросто. Ещё можно перерабатывать океанический лёд, добывать замёрзший планктон. Но обо всём этом имеет смысл говорить, когда есть энергетические ресурсы и возможность передвижения по (под) поверхностью.
Это как раз вряд ли...
Date: 2010-09-14 02:44 pm (UTC)Не, я бы делал ставку на существующие склады со стратегическими запасами продуктов питания и посевного материала -- их на случай войн и чрезвычайных ситуаций как раз и создавали.
Выедать склады. Учиться заниматься гидропоникой (и, если повезёт -- ещё и разводить чудом уцелевших кур со свиньями). Конопатить щели в своём подземном (другое не поможет) укрытии. Изобретать способы копания новых тоннелей (а сначала -- способы возобновления запасов кислорода и средства для выполнения работ Снаружи). Постепенно прокапываться к уцелевшим АЭС. Изобретать двигатель для перемещения в гиперпространстве (а в процессе этого изобретания -- транслировать в гиперспространство непрерывный сигнал SOS на всех частотах); как только удастся построить звездолёт -- сесть в него всем выжившим человечеством и улететь нафиг.
Вот такова вкратце реалистичная программа спасения человечества в описываемой ситуации. Можно делать ставки на то, до какого её пункта человечество сможет дотянуть: если до второго -- уже здорово.
В определённых ситуациях от живучести и разумности -- одни неприятности и мучения. Увы.
Тогда не удержусь,
Date: 2010-09-14 02:49 pm (UTC)Я имел в виду огромные животноводческие фермы и птицефабрики. Это миллионы тонн мяса, которые быстро замёрзнут и будут находиться компактно и вблизи от поселений. Что касается рыб, то возможно слой льда создаст на некоторое время (возможно, даже относительно длительное) защиту от холода, и под ним будет оставаться пустота и даже вода. Возможно, путешествовать подо льдами будет гораздо проще. В том числе, и добираться до глубоко расположенных термальных источников и подводных вулканов.
Придётся очень точно ловить момент
Date: 2010-09-14 03:00 pm (UTC)Каких-то эффективных защитных костюмов для таких температур не существует -- придётся пользоваться техникой. Опыт ликвидации последствий аварии на ЧАЭС показал, что у существующей техники есть масса проблем с тем, чтобы заехать в помещение и подхватить там манипулятором или ковшом объект размером с коровью тушу в глубокой заморозке; при этом в распоряжении ликвидаторов была вся техника Советского Союза и почти вся иностранная техника, а институты и КБ спешно клепали роботов.
Не. Я боюсь, без подготовки (т.е. без предварительного знания хотя бы за год о том, что Солнце погаснет) не выживет никто. И питание будет не самой главной проблемой -- это я первоначально сроки остывания недооценил.
Re: Придётся очень точно ловить момент
Date: 2010-09-14 03:06 pm (UTC)Место имеет значение
Date: 2010-09-13 02:13 pm (UTC)А вот Безымянный, по разовой пароксизмальной силе почти догнавший Кракатау, не убил... никого. Даже цунамов не организовал приличных. Потому как долбанул в стратосферу и на том угомонился. И водичкой заливаться не стал, потому как высоко было над уровнем. Вот и знают его теперь только вулканологи (type Bezymianny) да коренные камчадалы.
Воопче же, сдаётся мне, все эти кракатау и тамборы будут выглядеть крайне бледно, когда проснётся Йелоустон. Даже проект академика Боннэра™ по вероятной результативности - так, семечки. Это и правда будет событие всепланетного масштаба. А Юннатские Штаты прекратятся ваще.
И место, и время
Date: 2010-09-13 05:43 pm (UTC)Плюс: хотя суммарная мощность Тамборы-1815 и превзошла Кракатау-1883 в разы, ни одна одиночная тамборская эксплозия не сравнилась с мегачихом Кракатау. Тут тоже фактор времени: лучше сорок раз по разу, чем за раз все сорок раз.
А Йелоустоун -- это да. Хотя даже в его случае фактор времени будет играть роль: суровость вулканической зимы зависит от того, когда она начинается -- зимой или летом. Хотя Штатам, конечно, это будет уже глубоко безразлично.
Эт точно
Date: 2010-09-14 01:03 pm (UTC)И обратный пример - Мон-Пеле. Абсолютно заурядное по вулканическим меркам извержение. И "кошмарная катастрофа" - по газетам. Потому что 30 тыщ народу - одним чихом.
Тамбора пиару недобрал, это да. А по Йеллоустону, возможно, сработает ещё и "закон Северного полушария". Не уверен, что правильно его называю, но от этого он не менее реален. Извержения Южного полушария влияют на климат всей планеты, а вот извержения Северного - обычно только на Северное же. Вот всяком разе, катастрофа Санторина в южном полушарии фактически не прослеживается, а вот в Северном... уй-юй, как грытца.
no subject
Date: 2010-09-13 08:49 pm (UTC)Судя по тому, сколько труда вбухано в фильм - это не ляп сценариста. Вот и думаю: неужели наши натолмачили?
Даже так?
Date: 2010-09-14 06:25 am (UTC)По-английски никакого эхолота, вроде, не было. Подозреваю, что "эхо" выросло из слов "sounder" или "sounding lead", но поручиться не могу (иначе пошёл бы с этим в
no subject
Date: 2010-09-14 10:32 am (UTC)You are welcome ;)
Date: 2010-09-14 05:57 am (UTC)