Мне вскоре после этого попался на глаза какой-то современный быто-видовой фильм с телеканала "РАДА" (про Ужгород, по-моему), и подумалось, что вот так вот мы его смотрим, смотрим, а потом...
Я там тоже всё почти узнала. Даже общий план снят, кажется, с той самой многоэтажки, на которую мы лазили. Про Припять как-то особенно жалко потому, что это был новый современный город, что многое связывали с ним своё будущее, надежды какие-то, что туда специально ехали молодые специалисты. Много специалистов... Это даже символ своего рода был. А потом в один момент - бац - и всё. Пустота.
К сожалению, стирается боль этой трагедии, остаются только фильмы и собственно Чернобыльская АЭС, а так же масса гипотез о том, как и почему произошла эта трагедия. Но большинству людей, никогда не узнать, что же на самом деле вызвало неконтролируемую реакцию, из-за чего реактор пошел в разнос. И дело не в самом реакторе, а в людях, которые позволили совершиться трагедии и в тех, кто за всем этим стоял. Печально, но в любой момент это может повториться заново.
Именно то, что произошло, вряд ли может повториться. Причём как раз потому, что то, как и почему произошла авария, известно, все ошибки изучены, и мы на них уже научились. Изменена конструкция реакторов, кардинально изменён modus operandi людей, управляющих реакторами... Вторая чернобыльская катастрофа невозможна.
Зато первая -- была неизбежна. Причём за ней не стоял чей-то злой умысел: не было ни вредителей, которые специально поотключали защиты, ни каких-то убийственных недопустимых экспериментов... Виновных можно назначить, конечно (собственно, это и сделали почти сразу) -- но не более того. Просто мир ыл устроен так, что рано или поздно какой-нибудь реактор должен был взорваться с катастрофическими последствиями. Увы.
Я бы не была столько категорична. Любая катастрофа может повториться, тем более такая. Как бы не перестраховывались, абсолютно уверенным быть в том, что ничего не предвиденного не произойдет нельзя. Во-первых человеческий фактор никто не отменял и то не только оперативного и руководящего персонала, но и тех, кто создавал тот или иной блок. Во-вторых, несмотря на то, что проводятся модернизации реакторов во всех направлениях, не всегда можно быть на 100% уверенным в том, что созданный реактор - это совершенство, хотя этого стараются достичь. Да за этим стоят многочисленные эксперименты, пробы, расчеты и т.п., но малейшая ошибка и....... Конечно, стали с большим вниманием относиться к данной сфере после катастрофы, но до гарантии, что катастрофа нам вообще не грозит далеко. Даже в такой сфере, могут существовать некоторые поблажки, невинные на первый взгляд, но способные привести к катастрофе. Возможно я сгущаю тучи, но эта не такая сфера деятельности, в которой могут быть отступления от техники безопасности ни на шаг в сторону. Даже если удастся предотвратить катастрофу, сколько людей получат смертельное облучение. Печален тот факт, что на самом деле, слишком мало людей, по-настоящему осознают опасность радиации, имею ввиду облучения, не веря в то, что с ними это тоже может произойти. А те кто хоть один раз получил дозу радиации либо начинают бояться переоблучения, либо не обращают внимания, либо тянутся к ней. Есть у меня знакомый, который работал над созданием саркофага, до сих пор звенит, когда проходит через датчики контроля. Он рассказывал, что при получении определенных доз человек чувствует либо сонливость, либо приток энергии. И некоторые совались дальше положенного на том сооружении, чтобы получить приток энергии, сознательно переоблучаясь. Что касается виновных в аварии на 4 блоке ЧАЭС, да их нашли и даже судили, но это не снимает ответственности с других лиц не менее виновных. К сожалению, мы живем в несовершенном человеческом мире. С другой стороны, мирный атом дает нам необходимый ресурс.
... что прежде всего я имел в виду именно возможность повторения в точности той аварии, которая произошла на четвёртом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года. Такой возмоности нет -- минимум потому, что реактор теперь устроен по-другому. Плюс регламент изменили капитально.
По горячим следам судили не виновных, а "стрелочников". И под следствием, и на скамье подсудимых с самого начала были только эксплуатационщики, а разработчики реактора скромненько отсиживались в экспертах со стороны обвинения. "Обвинения" были надумаными, поскольку обвинители так и не смогли продемонстрировать ни одного нарушения регламентных документов (впрочем, на закрытом суде с заранее известным результатом оно и не требовалось). "Версия" обвинения была опровергнута результатами работы последующих следственных комиссий -- как советских, так и международных. Собственно, о какой однозначной вине эксплуатационщиков можно говорить, если взрыв произошёл после введения стержней защиты (которые и по идее, и по всем эксплуатационным документам должны были не возорвать, а заглушить реактор)?
Атомная энергетика необходима. Собственно, если бы в том же Союзе не построили столько АЭС, то радиационная обстановка в его европейской части была бы сейчас, мягко говоря, нехорошая: при сжигании ископаемого топлива на ТЭС радиоактивное заражение на порядки превосходит то, которое имеет место при штатной работе АЭС. Да и ненреально, собственно, было после войны построит столько дополнительных неатомных электростанций, чтобы скомпенсировать отсутствие ТЭС.
Что было безусловно положительным результатом аварии (помимо усовершенствования конструкции РБМК-1000) -- это повышение культуры безопасности в атомной энергетике. Человеческий фактор никуда не делся, но у него осталось гораздо меньше возможностей проявить себя. Соответственно, если бы я сейчас и ожидал какую-то крупную аварию в энергетической сфере -- то скорее уж на ГЭС (если китайских "драконов" прорвёт, например, то это будет авария уровня чернобыльской, только без радиации).
no subject
Date: 2010-04-27 11:41 am (UTC)Да
Date: 2010-04-27 01:47 pm (UTC)Тем более что я почти все места узнал в фильме :/
Re: Да
Date: 2010-04-27 07:43 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-27 03:13 pm (UTC)Печально, но в любой момент это может повториться заново.
Не вполне готов согласиться
Date: 2010-04-27 04:48 pm (UTC)Зато первая -- была неизбежна. Причём за ней не стоял чей-то злой умысел: не было ни вредителей, которые специально поотключали защиты, ни каких-то убийственных недопустимых экспериментов... Виновных можно назначить, конечно (собственно, это и сделали почти сразу) -- но не более того. Просто мир ыл устроен так, что рано или поздно какой-нибудь реактор должен был взорваться с катастрофическими последствиями. Увы.
Re: Не вполне готов согласиться
Date: 2010-04-27 05:22 pm (UTC)Конечно, стали с большим вниманием относиться к данной сфере после катастрофы, но до гарантии, что катастрофа нам вообще не грозит далеко. Даже в такой сфере, могут существовать некоторые поблажки, невинные на первый взгляд, но способные привести к катастрофе.
Возможно я сгущаю тучи, но эта не такая сфера деятельности, в которой могут быть отступления от техники безопасности ни на шаг в сторону. Даже если удастся предотвратить катастрофу, сколько людей получат смертельное облучение. Печален тот факт, что на самом деле, слишком мало людей, по-настоящему осознают опасность радиации, имею ввиду облучения, не веря в то, что с ними это тоже может произойти. А те кто хоть один раз получил дозу радиации либо начинают бояться переоблучения, либо не обращают внимания, либо тянутся к ней. Есть у меня знакомый, который работал над созданием саркофага, до сих пор звенит, когда проходит через датчики контроля. Он рассказывал, что при получении определенных доз человек чувствует либо сонливость, либо приток энергии. И некоторые совались дальше положенного на том сооружении, чтобы получить приток энергии, сознательно переоблучаясь.
Что касается виновных в аварии на 4 блоке ЧАЭС, да их нашли и даже судили, но это не снимает ответственности с других лиц не менее виновных.
К сожалению, мы живем в несовершенном человеческом мире.
С другой стороны, мирный атом дает нам необходимый ресурс.
Уточню...
Date: 2010-04-27 09:51 pm (UTC)По горячим следам судили не виновных, а "стрелочников". И под следствием, и на скамье подсудимых с самого начала были только эксплуатационщики, а разработчики реактора скромненько отсиживались в экспертах со стороны обвинения. "Обвинения" были надумаными, поскольку обвинители так и не смогли продемонстрировать ни одного нарушения регламентных документов (впрочем, на закрытом суде с заранее известным результатом оно и не требовалось). "Версия" обвинения была опровергнута результатами работы последующих следственных комиссий -- как советских, так и международных. Собственно, о какой однозначной вине эксплуатационщиков можно говорить, если взрыв произошёл после введения стержней защиты (которые и по идее, и по всем эксплуатационным документам должны были не возорвать, а заглушить реактор)?
Атомная энергетика необходима. Собственно, если бы в том же Союзе не построили столько АЭС, то радиационная обстановка в его европейской части была бы сейчас, мягко говоря, нехорошая: при сжигании ископаемого топлива на ТЭС радиоактивное заражение на порядки превосходит то, которое имеет место при штатной работе АЭС. Да и ненреально, собственно, было после войны построит столько дополнительных неатомных электростанций, чтобы скомпенсировать отсутствие ТЭС.
Что было безусловно положительным результатом аварии (помимо усовершенствования конструкции РБМК-1000) -- это повышение культуры безопасности в атомной энергетике. Человеческий фактор никуда не делся, но у него осталось гораздо меньше возможностей проявить себя. Соответственно, если бы я сейчас и ожидал какую-то крупную аварию в энергетической сфере -- то скорее уж на ГЭС (если китайских "драконов" прорвёт, например, то это будет авария уровня чернобыльской, только без радиации).
Re: Уточню...
Date: 2010-05-01 06:28 am (UTC)