alkor_alkor: (FalloutBoy)
[personal profile] alkor_alkor
Мгла -- помраченье воздуха, испарения, сгущающие воздух, делающие его тусклым, мало прозрачным; сухой туман, дым и чад, нагоняемые в засухи от лесных паров. В знойные дни, мгла всегда стоить в низших слоях воздуха и мешает зрению.

"Мгла" (The Mist) -- фильм ужасов режиссёра Фрэнка Дарабонта, снятый по повести "Туман" Стивена Кинга. Сценарий также был написан Дарабонтом, который с 1980-х годов желал перенести повесть на большой экран. Съёмки фильма начались в феврале 2007 года в Шривпорте (штат Луизиана). Кинг не был против более мрачной концовки "Мглы", предложенной Дарабонтом, которая отличается от концовки повести. Релиз фильма в США и в Канаде состоялся 21 ноября 2007 года.

Добро пожаловать в Касл-Рок!Начнём сначала. "Мгла" -- не фильм ужасов. ИМХО. "Мгла" -- фильм-катастрофа. Характер катастрофы обрисован режиссёром гораздо конкретнее, чем то было у Кинга: военные, прорубая окно в иное измерение, случайно прорубили дверь -- и оттуда Попёрло. Вообще, при формальном следовании оригинальному кинговскому произведению, Дарабонт постоянно выпендривается, чем по моему скромному мнению и превращает хорошую экранизацию хорошей повести в непонятно что. Впрочем, это так, вкусовщина.

Итак, "Мгла" -- про мглу. Или, точнее, про туман. Туман приходит после бури со стороны близлежащей военной базы. Туман тяжелее воздуха (с гор он спускается как, допустим, хлор). Туман не затруняет дыхания. В тумане шныряют всякие кровожадные ктулхи и креведки, взявшиеся непонятно откуда и считающие человека своей кормовой базой. Героев фильма туман запирает в супермаркете, они там постепенно сходят с ума и поедаются монстрами. В конце концов главный герой подбирает компанию, в составе которой садится в джип и Едет. У Кинга дальше следует открытый финал, у Дарабонта финал старательно закрыт предсказуемой чернухой (показанной, впрочем, под великолепную музыку). Чернухи и конкретики в фильме вообще СЛИШКОМ много, её там столько не нужно.

При обсуждении фильма нередко мелькают комментарии, кто поступает правильно, а кто неправильно. ИМХО неправильно поступают все -- и это с их стороны абсолютно правильно: столкнувшись с необычным (и невозможным), все герои фильма (без исключения!) оказываются перепуганными насмерть, и ведут себя соответственно: большая часть -- сбивается в пассивное стадо и паникует, меньшая -- активничает с вредом для окружающих. Дэвид Дрейтон, главный герой фильма, совершает только один разумный поступок: из-за сына отказывается проводить во мглу даму, у которой дома остались без присмотра двое детей. Поскольку этот разумный поступок идёт вразрез с иллюзорными представлениями Дэвида о правильном поведении, в дальнейшем тот начинает совершать подвиги направо и налево, забыв о своём пятилетнем сыне. Собственно, большая часть трупов в супермаркете -- на совести Дэвида (чего стоит хотя бы идиотическая вылазка в аптеку?). Основная мотивация поступков Дэвида -- выглядеть "правильным" в глазах окружающих и, прежде всего, своего сына. Избавившись от этих наблюдателей при первой же возможности (побег+финал), Дэвид делает то, что хотел сделать с самого начала: впадает в шок и кричит.

Норм и щупальцаНа мой непросвещённый взгляд, тот момент, когда герои имели (и упустили) последний шанс Поступить Правильно, в фильме прорисован очень чётко. Это -- сирена. По сигналу предупреждения о чрезвычайной ситуации, поданному сиреной, гражданские должны проследовать в специальное убежище или в импровизированное укрытие, по возможности найти там радио (по которому могут передаваться сообщения службы гражданской обороны) и ждать сигнала "Отбой тревоги" и/или спасателей. Парадоксально, но такой алгоритм действий в равной мере пригоден и для ядерной атаки, и для событий фильма. Если бы герои просто заперлись в том же магазине, забаррикадировали витрины поосновательнее (хинт: чтобы обезопасить зал супермаркета, в котором вы прячетесь от иноизмеренческих-тварей-из-тумана, стоит приставить к оным витринам стеллажи (вдоль витрин), которые и завалить чем-нибудь тяжёлым в больших количествах, не оставляя незабаррикадированными ни смотровых бойниц, ни стеклянных входных дверей) и робинзонствовали, то через несколько дней к ним приехала бы на танках нацгвардия из финала фильма и Всех Спасла.

Можно, конечно, возразить: "А вдруг нацгвардия не доедет?" Собственно, в оригинальной повести же никакой нацгвардии нет. Что ж, на этот вопрос в арсенале гражданской обороны тоже есть ответ -- пусть и не очень приятный -- ещё со времён холодной войны: если после сигнала "Воздушная тревога!" отбоя всё нет и нет, и заниматься вами, похоже, больше некому -- значит вам просто Крупно Не Повезло. Впрочем, действительно ли это так, вы всё равно не узнаете. См. "А подует ветер..."

Итак, что же всё-таки происходит во "Мгле"? Если принять версию про мегадверь-в-измерение-Ктулху, то происходит следующее. Где-то в горах на другом берегу озера, на военной базе Проекта Arrowhead, в воздухе разверзлась Дыра -- плоская грань между нашим и Не Нашим мирами. Из Дыры в наш мир прёт в форме белесого тумана иноизмеренческая атмосфера (ИнАтм) -- видимо, давление там больше, чем у нас. ИнАтм тяжелее воздуха, поэтому стелется по земле (кстати, поэтому же, по-видимому, туман не покрывает большие города полностью, верхние части небоскрёбов и высокие горы будут оставаться вне тумана достаточно долго -- и, соответственно, могут служить убежищем). Выдавливание ИнАтм в наш мир будет продолжаться, пока не выравняются давления.

Норм и съёмочная группаИнАтм, по-видимому, пригодна для дыхания человека -- пусть и имеет едкий запах. По крайней мере, если и она человека и убивает, то не сразу (но нацгвардейцы в финале были в противогазах и ОЗК). Вместе с ИнАтм в наш мир просочились разные зверушки из иного мира. С ИнАтм они явно не связаны. Возможно, без ИнАтм им плохо, возможно нет -- из фильма это неясно. ИноЗверушки сами по себе не существенно опаснее уже живущей у нас фауны (замените мысленно "паучар" на волков, допустим), но ИнАтм с её ограниченной (для людей!) видимостью обеспечивает ИноЗверушкам фактор внезапности. См. "День Триффидов" Уиндема. ИноЗверушки не разумны (они же таки зверушки), на людей они нападают инстинктивно (отсутствие хитинового панциря, обычного, по-чидимому, для тамошней фауны, делает людей деликатессом), в принципе же вполне могут удовольствоваться друг другом. В любом случае, площадь, на которую расползся туман ИнАтм, определённо должна быть больше площади, по которой разбежались и разлетелись ИноЗверушки.

Какие мы можем сделать выводы? Катастрофа во "Мгле" не носит всеобъемлющий характер. Туман ИнАтм не скоро доберётся (если доберётся вообще) до других континентов, и даже территорию США он вряд ли покроет полностью за неделю. ИноЗверушки вообще не имеют шансов перебраться через океан. На поражённой территории достаточное укрытие (без учёта потенциальной вредоносности тумана) дают высотные здания и/или здания с прочными дверями и закрытыми ставнями или решётками окнами. Средний класс, наслаждающийся жизнью в Silicon Valley в роскошных коттеджах с пятью никогда-не-закрывающимися-стеклянными-дверьми и двумя открытыми бассейнами, имеет гораздо меньше шансов, чем архетипичная цветная братва из гаремских трущоб -- но в целом американцы Мглу переживут, если не будут делать Глупостей. А потом приходит нацгвардия и всех спасает. Зверушек отлавливают для изучения, в мир иной отправляют на танках научную экспедицию, а вирус свинки, удачно воспользовавшийся двусторонней проницаемостью дыры, косит тем временем ИноЗверушек на их собственной территории. Алилуйя!

Просматривая отснятое...Есть, впрочем, и парочка альтернативных трактовок происходящего во "Мгле". Первая ИМХО очевидна -- Проект Arrowhead занимается не фантастическими дырами в иные измерения, а вполне реальными боевыми отравляющими веществами. Одно из них и попало вследствие аварии в атмосферу. Выглядит как туман, снижает порог критичности восприятия, повышает внушаемость и вызывает ные галюцинации. Туман есть -- и он опасен, а ИноЗверушек нет. ИноЗверушки мерещатся кому-то одному (той же компании на складе, например), тот делится описанием глюков с окружающими -- и вскоре все видят сороконожек-убийц и крабообразные страховидла. Эта гипотеза объясняет, в частности, почему ИноЗверушки так нефункциональны и так не похожи друг на друга -- и при этом напоминают типовые подосзнательные страхи (тот же аптечный паучара -- чем не "Чужой"?). Магазин негерметичен, туманом дышат все -- со всеми вытекающими. Отделить явь от глюков -- в том числе и в восприятии героя, через которое нам показывается фильм -- не представляется возможным.

Вторая альтернатива -- более мрачная. Происходящее -- настоящий Конец Света, и потому уже в нём нет ничего рационального. Мисс Кармоди -- НАСТОЯЩИЙ пророк (неприятные же, кстати, были ребята эти пророки). Все умрут. Против этой версии, кстати, тоже нет ничего.

Резюмирую. Фильм -- хороший. И как добротная экранизация хорошего произведения, и как хороший учебный фильм по гражданской обороне (о том, как НЕ надо постыпать при чрезвычайных ситуациях). Героев жалко. Главный герой -- идиот. Испуганный идиот, совершивший кучу идиотских поступков, благодаря которым погибла масса ни в чём не повинного народа.

И ещё там роскошная музыка. Я её хочу.

Date: 2007-12-07 01:10 pm (UTC)
elshajkina: (Default)
From: [personal profile] elshajkina
упппс.
Кат не получился...

Исправлено

Date: 2007-12-07 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
ЖЖ глючит после покупки его "Супом" с какой-то особенной силой :(

Date: 2007-12-07 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_hedning_/
что-то теги косячат )

Увы :(

Date: 2007-12-07 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Это всё Носик.

Так лучше?

Date: 2007-12-07 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_hedning_/
да, вполне

Date: 2007-12-07 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] paul-kovnik.livejournal.com
Меня при простмотре таких фильмов тоже интересовал вопрос - отчего все так сложно действуют. Нетбы забиться в нору с дубьем в руке.

Всё как в жЫзни ИМХО

Date: 2007-12-07 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Людям вообще не свойственно забиваться в норы. Человек -- животинка социальная, ему нужна компания ("на миру и смерть красна") и повыпендриваться. Плюс подсознательно мы все верим в своё бессмертие и неуязвимость. Есть определённое множество опасностей (варьирующееся индивидуально для разных людей), на которые у нас прописана правильная реакция, и которые мы способны трезво оценивать. Всё остальное либо недооценивается (на "твой" небоскрёб летит "Боинг" -- и ты пытаешься его сфотографировать камерофоном, а не ссыпаешься по пожарной лестнице вниз), либо парализует.

Герои "Мглы" имеют дело с невозможным -- поэтому готовой реакции на происходящее у них нет. Первоначальный шок прошёл -- и они пытаются начать действовать. Будь они дома -- наверняка забились бы в нору с дубьём. Но они как раз не в норе, а в супермаркете, и готовой Программы Поведения Запертого В Супермаркете Человека у них нет. Просто ждать -- скучно, что делать -- непонятно. Чтобы спастись, им хватило бы одного вменяемого лидера -- а вместо этого они имеют харизматичных шизофреничку и идиота, тянущих их в разные стороны.

Re: Всё как в жЫзни ИМХО

Date: 2007-12-07 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] paul-kovnik.livejournal.com
Ну хрен знает. Я бы начал укреплять норку, ИМХО.

Дык...

Date: 2007-12-07 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
До норки ещё добраться надо. Тому же Дэвиду Дрейтону из "Мглы" до норки добираться уже поздно -- он опоздал в тот момент, когда доехал до супермаркета.

Re: Дык...

Date: 2007-12-07 06:17 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Где застало - там и норку надо делать.
Но это все чистая теория, конечно.

Date: 2007-12-07 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] phd-paul-lector.livejournal.com
Я когда-то писал уже - герои фильмов ужасов и катастроф отчего-то в среднем значительно тупее среднего обывателя. (В данном фильме даже солдаты не знали, что делать при сигнале ГО - думали толькопро бухло и про сорвавшуюся увольнительную).

В этих фильмах персонажи, узнав, что в Чёрном Лусу нечисто, сейчас же отправляютя туда на пикник. Найдя Чёрный Гримуар, немедленно принимаются с выражением зачитывать оттуда все фхтагны. Когда по округе уже шляются кровожадные зомбаки, вспоминают, что в подвале (в котором, как назло, лампочка перегорела) осталась баночка любимых пикулей. Обнаружив сверзившийся спутник со значками биологической опасности и прочими весёлыми роджерами на боку - немедленно хватаются за отвёртку и зубило. Зайдя по случаю в Тайную Лабораторию (был, например, фильм про генетически модифицированную собаку-убийцу, так там героиня шла себе, вдруг видит: проволока, ворота, будка охраны, а охранник ушёл типа отлить. И не запер. Она. не будь дура, - шмыг туда! А там пиво привезли, разгружают, и во-от такенная дверь бункера нараспашку: она шасть в бункер! Дальше подземные лаборатории, надпись: "Только с пропусками формы А1" и "Без защитного снаряжения не входить!". Сами понимаете, она немедленно в эту дверь...) - в лабюоратории находят Контейнер с Зелёной Субстанцией и для нч\ачала суют туда палец...
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Ни в Чорном Лесу, ни в подвале, ни в окружающем СУПЕРМАРКЕТ тумане не может быть ничего сверхъестественного и ужасТного. Любую книгу можно читать вслух без вреда для себя (если, конечно, рядом нет кого-то, кому может не понравиться в ней написанное). Самое страшное, что угрожает в Тайной Лаборатории -- втык от военных за нарушение режима секретности и влезание куда не надо (причём это не ты, а ОНИ виноваты). Спутники содержат драгметаллы и/или хорошо продаются на eBay'е. И так далее.

Герои ужасов/катастроф/технотриллеров не глупы -- просто их модель мира утрировано нормальна. Нам проще поверить в зомби, чем им -- потому что мы смотрим фильм про зомби, а они -- живут в реальном мире. Выйдя из кинозала мы тоже вряд ли примем шаркающую нам навстречу алкоголического вида фигуру с тусклыми глазами за Кровожадного Ходящего Мертвеца. Разве нет?
From: [identity profile] phd-paul-lector.livejournal.com
логично :)

но Я не стал бы вскрывать спутник/контейнер с трилистником "радиация" или "цветочком" биохазарда. И Зелёную Субстанцию в Лаборатории пробовать на вкус не стал бы. И пикник на кладбище-где-нечисто устраивать не стал бы (по эстетическим соображениям)...
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Вообще, я сразу вспомнил пару старых кладбищ у себя на родине. Мы-то, местные, знаем, что это -- кладбища, а вот приезжие могут и не понять ничего, пока зомби не попрут: церковь разрушена, плиты могильные землёй заплыли, только холмики видно в высокой траве...

Трилистник "радиация", кстати, устарел -- теперь вместо него что-то такое:



Ужас, да?

Да и, кстати, человек, нашедший спутник, может просто не знать соответствующих знаков. В школе их, вроде, не учат...
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Военные на сигналы гражданской обороны и не должны были реагировать. К ним с минуты на минуту длолжен был подойти МР, после чего они на его джипе поехали бы на базу, уже приведённую в состояние повышенной боевой готовности. Собственно, сирена явно была с этой повышенной боеготовностью связана.

Date: 2007-12-07 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] phd-paul-lector.livejournal.com
Мне фильм понравился.

А что касается зверушек - с их биохимией (щупальце превращается в дымящуюся лужу, паутина прожигает всё вокруг, как концентрированная кислота) я не очень понимаю, как ОНИ не отравились человечиной...

нет, схрумкать-то сдуру могли. Но вот паучата, например, которые вывелись в полицейском...

Вот и мне фильм понравился

Date: 2007-12-07 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Согласен: на первый взгляд у зверушек должно быть несварение желудка. С другой стороны, если их биохимия СОВСЕМ чуждая (кремнийорганика какая-нибудь), то на человечину их организм может просто не отреагировать -- как наш организм не реагирует на какой-нибудь кремнийорганический абсорбент.

Кроме того, мы же не знаем -- может и травятся? А те же паучата вполне могут выводиться в полицейских, не питаясь ими. Например, питательные вещества у них уже есть, а кладка в тело жертвы нужна только чтобы обеспечить должный температурный режим...

В конце концов, выводились же в организме людей Чужие -- а их-то биохимия определённо чужда...
From: [identity profile] phd-paul-lector.livejournal.com
с Чужими те же непонятки

съесть - легко, но они же размножались, действовали, следовательно, для них хомы-сапиенсы были не только вкусны, но и питательны

Повторюсь

Date: 2007-12-07 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Для них хомосапиенсы могли быть просто средой с постоянной температурой 100F и pH 7.35 -- импровизированной заменой для родных тропического песочка и когтезубых-щупальцечервяков-из-подсобки-супермаркета... А все питательные вещества -- допустим, в яйцах.

Это, кстати, может объяснить и то, почему полицейский так долго протянул -- его просто никто не ел.

Re: Повторюсь

Date: 2007-12-07 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] phd-paul-lector.livejournal.com
не катит, даже когда Чужой - один, он бысттро и легко размногомногожается
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Я говорил об аптечных паучарах из "Мглы". С Чужими ситуация другая, наверное.

Date: 2007-12-07 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] greymage.livejournal.com
Я так сильно сомневаюсь что ты в подобной ситуации будешь поступать логично и правильно.
Ибо ни у кого нет опыта поведения в такой ситуации и нет никаких объективных внешних данных.

А я и не претендую

Date: 2007-12-10 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Я же русским по-белому написал: "неправильно поступают все -- и это с их стороны абсолютно правильно". 100% правильные решения легко принимать, сидя в уютном кресле и зная, что ни тебе, ни твоим близким, нчиего не угрожает. Герои "Мглы" находятся в состоянии сильного стресса, у них просто нет возможности принимать взвешенные и рациональные решения. Плюс их СЛИШКОМ МНОГО -- и, какие бы правильные-расправильные решеняи ни принимал один из них, оставшаяся толпа всё равно всё испортит.

Впрочем, я рискну предположить, что не совершил бы как минимум часть неправильных поступков главного героя. Например, не участвовал бы в идиотской вылазке в аптеку -- внешних данных (пусть и субъективных) тогда уже было достаточно, а смысла в вылазке особого не было. Рисковать жизнью уймы людей -- включая свою собственную и своего пятилетнего сына -- просто глупо. И, даже если бы я полностью растерял мозги от сильного стресса, остался бы элементарный инстинкт самосохранения...

Вообще же, самое разумное в сложившейся ситуации (и, кстати, вполне способное быть сделанным инстинктивно) -- собрать небольшую группку людей, которым можешь доверять (Дрейтон -- местный, он бы таких нашёл), и забаррикадироваться с достаточными припасами в кабинете управляющего. Там на окне решётка, двери крепкие -- вполне можно дождаться прибытия спасателей, не боясь, что какой-нибудь поклоняющийся кровожадным редискам идиот принесёт тебя в жертву.

Второе по разумности решение -- найти сильного лидера и поддерживать его. Крепкое ядро гркупки выживающих при апатичном большинстве -- это уже немало. В повести, кстати (в отличие от фильма) такой лидер появляется...

А вообще, товаров любого достаточно крупного супермаркета при правильном применении хватит, чтобы устроить локальный Армагеддон. У героев фильма (и повести) было прямо под ногами масса оружия, которым они элементарно не воспользовались. Но это уже совсем другая история.

Date: 2007-12-07 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] lozhkaleyka.livejournal.com
Смутил вопрос о правильности поведения людей. Учитывая сильный религиозный подтекст в фильм (который надеюсь мне не мерещится) все же есть человек который поступил Абсолютно правильно - это Женщина, которая пошла за свлими детьми не смотря ни на что, она то выжила вместе с ними.... хотя с другой стороны может ей просто очень сильно повезло, но тогда бы ее и вовсе в конце фильма не показали.

А если хотите музыку, то я вам скину на почту или куда скажете))

Начну с конца

Date: 2007-12-10 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
За предложение -- спасибо. Вот e-mail: alkor-7@nm.ru, буду очень благодарен...

Что касается религиозного аспекта фильма, то тут я просто не имею определённого убеждения. Если фильм строго следует в этом аспекте оригинальной повести, то "бог", с которым столкнулись герои "Мглы" -- ветхозаветный бог Содома, Гоморры и Всемирного Потопа, которому не очень интересны все эти моральные тонкости. Он просто давит человечество своей сандалией, как надоедливых насекомых, чтобы таким образом покарать грешников, послать сообщение праведникам или просто развлечься.

Мне кажется, что этой женщине просто повезло -- ведь все другие, оказавшиеся в то время на улице -- вроде бы погибли. Впрочем, режиссёр мог сохранить ей жизнь специально, чтобы дополнительно помучать Дэвида за принятое им решение. Или же все военные и беженцы просто привиделись сошедшему с ума Дрейтону... В любом случае, мне не кажется, что она поступила более правильно, чем другие, благополучно погибшие мучительным образом герои фильма :(

Спасибо!

Date: 2007-12-11 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Песню получил.

Profile

alkor_alkor: (Default)
alkor_alkor

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 05:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios