Ворчательное: О геноцидах и извинениях
Oct. 27th, 2006 10:48 amНадысь наткнулся на любопытный документ: Армин Вегнер. Судебный процесс Талаата-паши. Стенографический отчет о судебном процессе с предисловием Армина Т. Вегнера и приложением. Не то, чтобы меня так уж интересовала тема -- геноцид армян в Турции девяносто лет назад -- просто френды прорекламировали. Интересное чтение, да.
Поясню, о чем идет речь. Мужик, который Талаат-паша -- это такой младотурецкий Гиммлер. Спланировал и осуществил зверское истребление порядка миллиона армян -- и очень этим гордился. Другие, правда, его по достоинству не оценили -- военно-плоевой суд Антанты приговорил его с подельниками к смертной казни, а некий Согомон Тейлирян -- так и вовсе убил в Германии, где Талаат-паша прятался от правосудия. Собственно, "Судебный процесс Талаат-паши" -- это судебный процесс Согомона Тейлиряна: прокурор хотел приговорить убийцу к смертной казни, присяжные признали его невиновным, публика встретила вердикт аплодисментами и едва ли не вынесла героя на руках, а основным итогом процесса стало осуждение убитого и проводившейся им и его сообщниками политики геноцида армян.
История, как известно, любит ходить кругами и топтаться на месте. Турки и их сателлиты (азербайджанцы, например) не признали свою вину в геноциде армян до сих пор -- и очень обижаются, когда им напоминают про эту мелкую шалость. Тушку своего "национального героя" они получили от немцев в подарок в марте 1943 года и закопали в Стамбуле на холме Свободы -- турецкий аналог подножия кремлевской стены. День смерти Талаат-паши до сих пор торжественно отмечается в Турции, и его имя с уважением упоминается в прессе. Гитлер Талаат-пашу тоже уважал, как младший брат может уважать старшего, а ученик -- учителя...
Впрочем, это все лирика. Хорошо было бы, конечно, прижучить турок, лезущих в Европу со своей азиатчиной и наивно-искренне гордящихся скотством своих предков, но я хотел сказать несколько не об этом. Примечательным мне показалось то, как архивные материалы об армянской резне описывают роль в оной турецких курдов и тот энтузиазм, с которым они эту роль сыграли.
На первый взгляд кажется, что поимела место высшая/историческая справедливость: тогда курды помогали туркам резать армян -- теперь турки, дорезав армян, занялись курдами. Но, с другой стороны, в чем справедливость-то? Вряд ли кто-то из тогдашних курдов, участвовавших в резне, дожил до нашего времени -- гнобят в Турции их потомков, которые никаких армян не резали.
Но, если несправедливо наказывать внуков за темные делишки дедов, то какой смысл имеют все эти извинения, приносимые на межгосударственном уровне? Какого черта российские чиновники от моего имени извиняются перед кем-то там за преступления советского режима -- а то и вообще за царские делишки? Я-то этих преступлений -- даже если они действительно имели место -- не совершал, виноватым себя не чувствую, потребности в покаянии не испытываю...
Стоило бы раз и навсегда запретить на законодательном уровне всю эту клоунаду с извинениями, не находите?
Поясню, о чем идет речь. Мужик, который Талаат-паша -- это такой младотурецкий Гиммлер. Спланировал и осуществил зверское истребление порядка миллиона армян -- и очень этим гордился. Другие, правда, его по достоинству не оценили -- военно-плоевой суд Антанты приговорил его с подельниками к смертной казни, а некий Согомон Тейлирян -- так и вовсе убил в Германии, где Талаат-паша прятался от правосудия. Собственно, "Судебный процесс Талаат-паши" -- это судебный процесс Согомона Тейлиряна: прокурор хотел приговорить убийцу к смертной казни, присяжные признали его невиновным, публика встретила вердикт аплодисментами и едва ли не вынесла героя на руках, а основным итогом процесса стало осуждение убитого и проводившейся им и его сообщниками политики геноцида армян.
История, как известно, любит ходить кругами и топтаться на месте. Турки и их сателлиты (азербайджанцы, например) не признали свою вину в геноциде армян до сих пор -- и очень обижаются, когда им напоминают про эту мелкую шалость. Тушку своего "национального героя" они получили от немцев в подарок в марте 1943 года и закопали в Стамбуле на холме Свободы -- турецкий аналог подножия кремлевской стены. День смерти Талаат-паши до сих пор торжественно отмечается в Турции, и его имя с уважением упоминается в прессе. Гитлер Талаат-пашу тоже уважал, как младший брат может уважать старшего, а ученик -- учителя...
Впрочем, это все лирика. Хорошо было бы, конечно, прижучить турок, лезущих в Европу со своей азиатчиной и наивно-искренне гордящихся скотством своих предков, но я хотел сказать несколько не об этом. Примечательным мне показалось то, как архивные материалы об армянской резне описывают роль в оной турецких курдов и тот энтузиазм, с которым они эту роль сыграли.
На первый взгляд кажется, что поимела место высшая/историческая справедливость: тогда курды помогали туркам резать армян -- теперь турки, дорезав армян, занялись курдами. Но, с другой стороны, в чем справедливость-то? Вряд ли кто-то из тогдашних курдов, участвовавших в резне, дожил до нашего времени -- гнобят в Турции их потомков, которые никаких армян не резали.
Но, если несправедливо наказывать внуков за темные делишки дедов, то какой смысл имеют все эти извинения, приносимые на межгосударственном уровне? Какого черта российские чиновники от моего имени извиняются перед кем-то там за преступления советского режима -- а то и вообще за царские делишки? Я-то этих преступлений -- даже если они действительно имели место -- не совершал, виноватым себя не чувствую, потребности в покаянии не испытываю...
Стоило бы раз и навсегда запретить на законодательном уровне всю эту клоунаду с извинениями, не находите?
no subject
Date: 2006-10-27 11:44 am (UTC);)
Date: 2006-10-27 12:07 pm (UTC)Не стоит все валить в одну кучу ИМХО
Date: 2006-10-27 12:04 pm (UTC)Извинение -- это то, на что способен только человек: совесть, чувство вины, жажда справедливости заставляют его сказать -- "Да, я виноват и каюсь!" Государство, как субстанция грубая и бесчуственная, ни совести, ни чувства вины иметь не может -- и, соответственно, изчиняться неспособно. Равно как, кстати, неспособны извиняться и юридические лиуа. "Корпорация Х извинилась" -- что за бред?! А вот "CEO корпорации Х извинился" -- совсем другое дело...
А вот компенсации -- это явление совсем другого порядка: человеку нанесен ущерб, и он идет в суд, чтобы истребовать с обидчика возмещение ущерба. Если обидчик -- государство (та же Турция, например), и это государство существует сейчас -- непосредственно либо в лице своего правопреемника -- то это государство должно раскошелиться. Отчего нет?
Хммм?..
Date: 2006-10-27 12:33 pm (UTC)Но если компенсация была бы адекватной тогда -- почему не истребовать ее сейчас? Государство принесло людям вред -- вот пусть и расплачивается. Хотя, конечно, совершенного тогда никакими деньгами не компенсируешь.
Альтернатива для турок, конечно же, есть, пусть и призрачная: отказаться от своей преемственности по отношению к Турции Талаат-паши, признать существование своего государства ошибкой и строить новое государство с нуля -- понимая, что при этом часть турецкой территории отойдет к Армении, часть станет основой для построения Курдистана, Кипр вернется к законным хозяевам и турецкий статус Стамбула станет более чем сомнительным... Если им это не нравится, если им хочется получить все выгоды, полученные благодаря деятельности младотурецкого триумирата -- они должны за это платить.
По счетам вообще надо платить -- разве нет?
Ну и?..
Date: 2006-11-01 08:56 am (UTC)Что касается компенсаций, то в отношении них действует принцип vae victis -- почетным правом выплачивать компенсации и считаться военным преступником со всеми вытекающими обладает только побежденный. И только при условии, что победитель сможет его к этому принудить.
Собственно, а как иначе?
Угумс ;)
Date: 2006-11-01 01:25 pm (UTC)no subject
Date: 2006-10-27 11:52 am (UTC)Дело вкуса... Как по мне, то это мазохизм какой-то...
Date: 2006-10-27 12:06 pm (UTC)no subject
Date: 2006-10-27 01:05 pm (UTC)ИМХО, почему не извиниться в форме: мы тут в прошлом погорячились, ну да кто старое помянет...
Насчет компенсаций - а возврат некогда стянутых культурных ценностей - это компенсации или как?
Дык все потому же...
Date: 2006-10-27 01:54 pm (UTC)Ну а возврат стянутого -- это и есть возврат стянутого. Дело правильное и нужное. Оно понятно, что во время оное культурные ценности стянули как раз в порядке компенсации -- но нельзя же называть компенсацией банальное воровство...
Re: Дык все потому же...
Date: 2006-10-27 02:10 pm (UTC)Насчет же культ ценностей - если начать возвращать - непонятно что получится, столько знаменитых и даже культовых (типа - кони на Сан-Марко) поедут в иные места, где их уже забыли...
Дык...
Date: 2006-10-27 02:50 pm (UTC)Как по мне, так констатации исторических фактов -- это тоже не задача государства: такими вещами должны заниматься историки. Государство нужно разве что для того, чтобы пресекать избыточную фантазию историков сопредельных государств дипломатическими нотами и санкциями... Но если государство в явном виде не отрицает какой-то исторический факт, то оно его автоматически признает возможным в неявном виде, так что необходимость в констатациях отпадает...
Что касаемо же реституции, то мне сразу вспомнилась одна добрая история (ссылка на добрую историю)...
Согласен с тем, что среди благоуворованного следует выделять благоуворованное в пдюсквамперфекте от благоуворованного в обозримом прошлом -- и в рассуждении реституции до первого отнюдь не касаться, второе же подвергать тщательному рассмотрению. Ехидная составляющая моей личности полагает правильным установить временную границу между этими двумя временами в срок жизни двух поколений и/или срок действия авторских прав -- то есть, лет в пятьдесят-шестьдесят...
Re: Дык...
Date: 2006-10-27 03:52 pm (UTC)