Sep. 27th, 2012

alkor_alkor: (Default)
В продолжение http://users.livejournal.com/alkor_/463122.html:

Опредёлённой вехой на жизненном пути любого города является появление в нём первого конного памятника... )

Первоначально на конкурсе победил проект (художественная концепция эскиза) памятника творческого коллектива в составе скульпторов Максима Малашенко, Игоря Яворского, Константина Кубышкина и архитектора Андрея Шипунова. Но потом творческий коллектив захотел много денег -- и внезапно победителем оказался Равиль Рафкатович Юсупов, который как раз на конных памятниках и специализируется.

Кстати, помимо денег (надо было уложиться в три мегарубля), ещё одна причина, по которой заворачивались проекты памятника, формулировалась так: "Как отметили члены жюри, в состав которого вошли как архитекторы, так и историки, все варианты нуждаются в доработке... В некоторых проектах нет специфики, того, что сделало бы памятник единственным и уникальным в России..."

Что ж, со спецификой у юсуповского Боборыкина всё в порядке. Памятник в двух частях (бюст -- отдельно, конь -- отдельно) был отлит из бронзы в Смоленске и доставлен в Кинешму. "Наш всадник без головы",-- любовно называли его кинешемцы, видевшие торжественный въезд:



Лошадь с самого начала пришлась всем по душе. Что касается бюста, то немедленно стала обсуждаться типичная для таких ситуаций конспирологическая теория -- скульптор-де взял готовую лошадь от другого памятника и приставил к ней вольную фантазию на тему кинешемского воеводы XVII века (портретов которого до нас всё равно не дошло). Где специфика? Где уникальность?

Но после открытия памятника стало ясно, что с уникальностью всё в порядке:



Бывают конные памятники, изображающие военачальника, обращающегося к своим войскам или приветствующего их. Бывают конные памятники военачальникам, ведущим своих воинов в бой. Бывают конные памятники, изображающие торжествующего военачальника-победителя.

А вот теперь бывают ещё и конные памятники военачальникам, нашедшим где-то меч и не знающим, что теперь с ним делать.

У человека ненаблюдательного могло бы сложиться ощущение, что Боборыкин держит свой собственный меч. Но:

(1) Почему за клинок и рукояткой вверх? Что он собирается с этим мечом делать?

(2) Где ножны? Куда у воеводы был воткнут меч? Или он его с самого начала так везёт?

(3) Откуда у него вообще такой меч взялся в XVII веке?

В принципе, вот так, одной рукой за обёрнутый бумагой клинок, держали свои вакидзаши самураи, собираясь сделать себе харакири -- иначе неудобно, клинок длинный. Но... конное харакири русского воеводы времён Смутного Времени? Странный сюжет для памятника в центре города -- пусть даже и города, который поляки дважды сожгли когда-то со всеми жителями.

Впрочем, повторяю, основное требование к памятнику выполнено: в нём есть "специфика, которая делает памятник единственным и уникальным в России". В следующий приезд на родину с удовольствием сам на него посмотрю.

Пока же -- в порядке бонуса -- приведу ещё одну фотографию с торжественного открытия памятника, по одному из героев которой так и плачет обсуждаемый сейчас в интернетах законопроект "О кощунстве и святотатстве, то есть недопущении оных":

Profile

alkor_alkor: (Default)
alkor_alkor

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 08:31 am
Powered by Dreamwidth Studios